Январская тетрадочка заканчивается выписками и впечатлениями от чтения Фрейда – «Психоанализ детских неврозов». Из итоговых впечатлений: «Психоанализ – не свободное от тенденциозности исследование, а терапевтический прием».
Февральско-мартовская начинается выпиской из Горького:
… Они с маниакальным сладострастием пережевывают свинство (которое вскрывается нашими газетами) и отрыгают свинство снова в жизнь».
Н.М. примерно говорил, как один из корреспондентов Горького:
«Мы идем с красными флагами, “демонстрацией” нашего энтузиазма, в то время как наши жены и матери стоят в очередях за молоком, мукой и маслом».
Читая это, я вспомнил, что Н.М. уже фигурировал в прошлых записях. Поискал и нашел. В 76 он вспоминает революцию 1905 г. в Москве, упоминается в 101 и 125. А в 128 высказывает скептицизм в отношении слов Сталина (!). И вот здесь можно видеть, как 25-летний отец с любопытством и недоверием вслушивается и вдумывается в отрезвляющие суждения этого, видимо, старого уже человека…
Их [т.е. корреспондента Горького и Н.М.] восстановили против Горького такие его слова:
«Несмотря на весь свой фальшивенький словесный “идеализм” мещанин – сугубый “материалист”, и прежде всего он заботится о земном экономическом благополучии: “очень много кушать, очень мало работать, очень мало думать”. Поэтому он шепчет, бормочет, стонет: “Сахару стало меньше, масла стало меньше”».
«Только люди, ослепленные злобой, не видят этой чудесной работы». «Холодные мещанские струйки в горячей атмосфере труда и творчества пролетариата».
«В современных жалобах на трудность жизни есть что-то “профессиональное” и совершенно нет той искренности, которая давала красоту и силу трудовым жалобам дореволюционного времени.
В современных жалобах на жизнь очень много простейшей, грубой мещанской жадности. Люди хотят как можно скорее насытиться благами и радостями жизни, насладиться бездельем».
(Вполне обоснованная боязнь. «Теперь» может вызвать такие мысли еще в большей степени).
Горький боялся: «Что диктатура пролетариата поведет к распылению и гибели политически воспитанных рабочих-большевиков, единственной действительно революционной силы, и что гибель их надолго затемнит самую идею социальной революции».
И отец добавляет от себя:
* (приписка сбоку) Меньше вкладывается экономического содержания.
В общем, ясно: отец на ту пору несомненно разделял идеалы социальной справедливости в их официально установленных формах. Но прислушивался и к критике в адрес официоза…