Офицеры собрались в новогоднюю ночь в железобетонной трубе высотой более 3 и длиною в 70 м, проложенной под насыпью.
Белые скатерти на столиках, хвоя. Ген. Родимцев поднял перв. тост за Сталина.
В 12 часов советский артиллерийский залп по немецк. блиндажам.
Стихи Никитина, пронизанные национализмом и шовинизмом «Русь», «Донцам» (Л.Э. [Литературная Энциклопедия], т. VIII).
Советск. артисты в Иране. С большим успехом читается стихотв. Никитина «Русь» (из газет).
В журнале «Агит. и проп. в Кр. Армии» рекомендуют вспомнить старое четверостишие:
«О воин, службою живущий!
Читай устав на сон грядуший,
И ото сна опять восстав,
Читай усиленно устав».
Без малейшей иронии, рекомендуют вспомнить.
У спартанцев военная одежда была красного цвета, чтобы кровь, текущая из ран, была менее заметна и не смущала малодушных.
Выписки из газет – отмечаются политические и военно-стратегические новшества.
Потом идут выписки из книги Рейнаха «Орфей (всеобщая история религий)» – я ее помню, маленькая книжечка в бумажном переплете… А вот и комментарий:
Рейнах обоснованно показывает, что нельзя относиться к религии как к вредному мошенничеству.
Во-первых, религия не без пользы существует у человечества. Земледельческий образ жизни: культура растений и приручение животных находятся в тесной связи с примитивной религией – тотемизмом (тотем = животное, растение – покровитель рода). Способ добывания огня был открыт не без покровительства религии, колдовства.
Во-вторых, происхождение религии не в чьей-то жадности и обмане. Религия не болезненное новообразование, а происходит из жизни самого общества на ранней стадии.
Поэтому нельзя покончить с религией полицейскими мерами. Религии имеют еще долгую будущность. Думающие обратное не задумывались над условием умственного прогресса (участником которого была религия) и силой пережитков, которые препятствуют прогрессу сейчас (нельзя отрицать, что религия сейчас находится в стане пережитков).
Т.е. к религии нужно подходить как к серьезному элементу в истории человечества 1) поскольку появление ее не случайно: ее основы в существе человека и человеческого общества, 2) поскольку она служила участником человеческого прогресса, 3) поскольку, являясь сейчас тормозом, она опирается на могучие пережитки, с которыми нелегко бороться, 4) поскольку и сейчас она заключает в себе некоторые рациональные зерна (мораль).
Отец так и остался неверующим, кажется, сдвинувшись от атеизма к агностицизму. Во всяком случае, мое сообщение, что я христианин , вызвало у него добродушное удивление: ты это всерьез? Вообще, вот этот вопрос, точнее два вопроса: 1) что естественно для человека, каким он вырастет в религиозном отношении, если ему ничего не говорить, ни за, ни против, и 2) чем бы кончился эксперимент коммунистов по уничтожению религии, если бы он продлился без отступлений два-три поколения, – остается, мне кажется, неотвеченным.