Из дискуссии на семинаре 1969-70:
Щедровицкий. Я бы утверждал, что право выбора не является суверенным для человека. Более того, фиксация права выбора как некоторого суверенного права человека – одно из проявлений мещанской идеологии. Здесь я говорю о мещанстве как об идеологической позиции. Как говорил Мальдонадо: сейчас существует наглое разделение людей на тех, кто творит, и тех, кто судит. Я бы добавил: и тех, которые выбирают. Я бы вместе с ним протестовал против такого разделения. Существует право строительства, а не выбора, право выработки новых знаний. Если вы эти знания построили, причем они удовлетворяют логическим нормам и требованиям, то вы, следовательно, осуществили свое суверенное право – но не с точки зрения выбора «это плохо, а это хорошо», это не есть осуществление суверенного права человека.
Хотя я не утверждаю, что людям надо отказать в праве потреблять.
– Я хотел бы подчеркнуть, что такое право осуществляется именно в личностном плане.
Щедровицкий. Это правильно. Вы можете настаивать на этой позиции и это даст вам право в собственном сознании быть ничем. Ведь никакой свободы не существует. С моей точки зрения, любое строительство, если вы действительно к нему стремитесь, предполагает подчинение человека определенным группам. С того момента, как человек подчиняет себя нормам группы, он не свободен. Здесь мы вступаем в область очень интересной проблемы. Фактически, единственно, что выбирает человек – право подчинить свое поведение. Именно в этом он действительно свободен. Как именно он себя подчинит групповой идеологии и каким способом превратит себя в винтик.
– И вы считаете, что в данном процессе он полностью себя растворяет.
Щедровицкий. Нет. У него всегда есть возможность и право сменить форму своего подчинения.
– И это основная ценность человеческого существования?
Щедровицкий. Если человек осуществляет свое поведение сознательно, прекрасно понимая отношение между ограничением и так называемой свободой, то мы опять приходим к тому же, что я утверждал: получается, что свобода существует только в знании. Если человек сегодня хочет быть свободным, он должен быть ученым со всеми вытекающими отсюда последствиями. Никаких других форм свободы сегодня не существует.
А разве это не близко тому, как мыслили о человеке и его свободе св. отцы, в частности преп. Максим Исповедник? Там только горизонт другой, и речь идет о подчинении не группам, а Богу - или Дьяволу. Неподчинение Богу есть служение Дьяволу. А оставаться свободно выбирающим значит быть ничем, или не быть. Да и возможно ли это?
методология как мировоззрение
-
торжество диамата
В связи с чтением диплома ГП решил освежить свои представления о том, что такое диамат. Почитал, в частности, Сталина «О диалектическом и…
-
про инклюзию
Это, если кто не знает, создание условий, чтобы инвалиды разной формы и степени, жили в одном мире со "здоровыми". В более узком смысле,…
-
трудовая или потребительская
Продолжаю понемногу двигаться по диссертации ГП. Конечно, как я понимаю, для мысли самого ГП правота или неправота Маркса как экономиста-теоретика…
- Post a new comment
- 29 comments
- Post a new comment
- 29 comments
-
торжество диамата
В связи с чтением диплома ГП решил освежить свои представления о том, что такое диамат. Почитал, в частности, Сталина «О диалектическом и…
-
про инклюзию
Это, если кто не знает, создание условий, чтобы инвалиды разной формы и степени, жили в одном мире со "здоровыми". В более узком смысле,…
-
трудовая или потребительская
Продолжаю понемногу двигаться по диссертации ГП. Конечно, как я понимаю, для мысли самого ГП правота или неправота Маркса как экономиста-теоретика…