gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

азы методологии: идея деятельности

Первым принципом в перечне, о котором я упоминал, названа идея деятельности. Он состоит в том, что единственно существующим признается деятельность, человеческая деятельность, а все, что обычно мыслится в составе сущего – вещи в максимально широком смысле, – это порождения, следы, отпечатки деятельности. В этом качестве деятельностных образований уравниваются и материальные вещи, и знаки, и понятия, и природа в целом, и даже человек.
Как это понимать? Вот я перед собой в окне вижу разные вещи: два здания, точнее, их части – стену, фото которой я помещал у себя в журнале, черепичную крышу, голубей на крыше, дерево между этими домами, само окно, вещи на моем столе перед окном, монитор, клавиатуру, мои кисти на ней… Прибавив к чувственно воспринимаемому воображаемое и мыслимое, я пополню список живым журналом, обсуждаемым понятием деятельности, Кактусом и Бронзой, которых надеюсь привлечь к обсуждению и многое, многое другое. Ну, деятельностное происхождение вещей, уже данных мне как сделанные (дома или компьютера), очевидно. Но ведь и все остальные свою определенность, бытие в качестве именно данной вещи получают от деятельности. Дерево есть дерево, мыслится как дерево, потому что в своем древесном качестве занимает определенное место или места в универсуме деятельности – как будущий строительный материал или дрова, как украшение пейзажа, источник тени, очиститель воздуха и т.д. Причем дело не в утилитарном к нему отношении: даже если отнеститись к дереву как самоценному, автономному в своем бытии существу, то мыслимо оно всегда в контексте деятельности, где только и возможна с ним встреча.
Тут еще важно то, как понимается в методологии отношение между деятельностью и человеком: не человек осуществляет деятельность, а деятельность осуществляется через людей («паразитирует» на них); она и прежде человека, и больше человека, объемлет его. Человек – одно из образований внутри деятельности, хотя и весьма специфическое. Этим ни в коем случае не отменяется его свобода, но это – свобода функционального перемещения внутри универсума деятельности.
Деятельностный подход противопоставляется натуралистическому – мыслительному или познавательному подходу, основанному на представлении об объективно существующих вещах, взаимодействующих с человеком и познаваемых ими. При этом, однако, подчеркивается, что он, деятельностный подход, не отрицает натурализма, а снимает его, отводя ему место вполне уместного в определенных позициях в кооперации деятельности (прежде всего, в естественных науках).
Тут еще, как я понимаю, важная мировоззренческая составляющая есть. Она состоит в примате действия (участия в деятельности) над пониманием. Утверждается, что понять можно только действуя и только то, что имеет отношение к твоему действию – в качестве цели, средства или, скажем, стоящего на пути препятствия.
Subscribe

  • Началось!

    Не дожидаясь получения гранта, занятия по проекту "Каждый ребенок - музыкант" начались. https://www.youtube.com/watch?v=1Y7-gXHF73A

  • (no subject)

    Как я уже писал, мы подаем заявку на президентский грант - чтобы учить учить музыке. Шансы я лично оцениваю скептически. Несмотря на то, что я весьма…

  • Напомнил о Макаренко

    anlazz написал хороший пост про Макаренко, сформулировав главное достоинство его системы: соединение образования с неотчуждаемым трудом.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 85 comments

  • Началось!

    Не дожидаясь получения гранта, занятия по проекту "Каждый ребенок - музыкант" начались. https://www.youtube.com/watch?v=1Y7-gXHF73A

  • (no subject)

    Как я уже писал, мы подаем заявку на президентский грант - чтобы учить учить музыке. Шансы я лично оцениваю скептически. Несмотря на то, что я весьма…

  • Напомнил о Макаренко

    anlazz написал хороший пост про Макаренко, сформулировав главное достоинство его системы: соединение образования с неотчуждаемым трудом.…