Но сначала вернусь немного назад, чтобы, держа перед собой бумажки, восстановить предысторию и общую обстановку.
Бумажек много:
И еще:
Вот важнейшие из них в хронологическом порядке.
Удостоверение о том, что дед является членом Екатеринославской Губернской Продовольственной Управы – выдано Марта 29 дня 1918 г.
Следующее сохраненное удостоверение выдано 11 марта 1920 г. уже в Ростове и дано в том, дед «освобожден от мобилизации и оставлен в распоряжении Отдела Государственных Сооружений Донсовнархоза, выполняющего задания Начальника военных сообщений Кавказского фронта». Об этом же и еще одно удостоверение, от 10 июля 1920 г., «личная карточка» военнообязанного; согласно им дед несет военную службу на занимаемой им должности (агента для поручений Ростовского отд. ЦХА [Центр. Хояйств. Администрации?]).
К этому времени у деда с бабушкой двое детей: дядя Вадя родился в 1910-м, отец – 11 мая 1918.
А вот удостоверение от 31 января 1921 г.: «Дано сие гр-ке Анне Николаевне Рокитянской, 30 лет, в том, что она действительно есть жена начальника Административного Отдела Управления Военно-Продовольственного Снабжения Рокитянского И.Т., что подписью и приложением печати удостоверяется. Настоящее удостоверение выдано для представления в Ростово-Нахичеванскую Гормилицию на предмет получения постоянного вида на жительство».
Еще одно удостоверяет, что дед занимает должность ответственного инспектора этого Административного Отдела. Даты выдачи нет, но есть даты продления – 6 марта 1921 и дальше, до 9 февраля 1922. Подклеена справка о праве ношения и хранения револьвера системы Парабеллум».
Мандат, выданный ответственному инспектору 10 апреля 1921 г., дает ему всяческие полномочия: «производить обследование и ревизию», «давать указания… продорганам», «требовать… представления… сведений и справок». Для этого он пользуется правом подачи бесплатных телеграмм, бесплатным пользованием телефонной сетью, свободным передвижением по всем путям и всеми средствами передвижения, а «все советские, правительственные учреждения, общественные организации и должностные лица обязаны оказывать… полное и безусловное содействие при выполнении им служебных обязанностей», а «всякое противодействие, активное или пассивное… со стороны учреждений и лиц будет рассматриваться как противодействие Красной Армии в условиях военного времени и преследоваться по всей строгости Революционных Законов».
Почему-то удостоверение от 22 марта 1922 г. сообщает, что он служит в должности «Заведывающего Канцелярией Военно-Дорожных работ».
Два «аттестата» (28 и 29 марта 1922) сообщают об «удовлетворении довольствием», одно денежным (111126 тыс. руб. в месяц), другое – приварочным, провиантским, чайным, мыльным и табачным.
Остановлюсь. Последующие бумаги уже связаны с тем делом, которое закончилось смертью деда.