gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

образ совершенства или иллюстрация нормы

Вот примеры ситуаций, когда ныне живущие находят для себя образцы в живших прежде.
Святой, жизнь, дела, образ которого узнаются из чтения "жития" или всматривания в икону - из клейм или даже черт лика.
"Культурный герой", о подвигах которого узнают из предания (пусть даже это неисторический рассказ, миф - неважно).
Исторический или литературный персонаж, преподносимый как образец культурной или идеологической традицией ("Юноше, обдумывающему житье, решающему, делать жизнь с кого, скажу, не задумываясь — делай ее с товарища Дзержинского").
Я отвлекаюсь от их содержательной несопоставимости. Функция, на первый, во всяком случае, взгляд - одна: происходит культурная трансляция, т.е. передача из прошлого в будущее разными средствами (через образование, проповедь или пропаганду и т.д. и т.п.) некоторого "образа совершенства" - не столько для прямого подражания (хотя и такое возможно), сколько в качестве ориентира, с которым сверять направление своего жизненного роста. (Цитированный уже Маяковский и здесь, надо отдать ему должное, предложил хорошую формулу: "Я себя под Лениным чищу...").
Так вот возник у нас спор на семинаре в институте относительно интерпретации ситуаций этого рода. Согласно одной точке зрения, образ, персонаж являются всегда в таком случае иллюстрацией, образцом выполнения некоторой нормы, которая, собственно говоря, и транслируется, чтобы быть реализуемой в будущих социальных ситуациях: святой являет образец любви к Богу, Геракл - скажем, мужества, а ФЭД - пресловутых "холодного ума, чистых рук и горячего сердца" или безжалостности к врагам.
Согласно другой (которая мне ближе), транслируется весь образ, вместе с теми даже чертами, которые скрыты или связь которых с явными достоинствами не ясна. По типу той сообразности Богу, которая заложена в самом нашем сотворении; там же ясно, что не Бог реализует в Себе помимо Него существующие достоинства, а они суть достоинства, п.ч. они - от Бога. Так по сути функции образца, образа совершенства и тут - в случае святого и героя, даже героя чекистов.
Конечно, трудно отрицать, что в реальной истории оба варианта как-то присутствуют. Сторонники первой точки зрения готовы признать, что вторичным образом и другие качества героя, помимо того, которое он призван иллюстрировать, могут стать предметом подражания. А в рамках второй интерпретации можно допустить, что не все в реальном святом или герое безупречно. Но мне важно определить, что первично.

Tags: идеал, норма, трансляция
Subscribe

  • Времена и нравы

    Ушла от нас только что Танина ученица-семиклассница. Отправилась с подружкой петь в переходе. Смеемся все трое, пока она стоит на пороге:…

  • Самарканд 6: дети, языки и буквы, Ислам Каримов

    Водитель, везший нас из Бухары в Шахрисабз, довольно захохотал на моё «Хорошо рожаете». Другой, правда, сообщил, что раньше по шесть было, а сейчас…

  • С кем обняться?

    Таня ставит с детьми милую детскую оперу «Адам и Ева» (Сергея Плешака). Первочеловеки — четвертый класс. Третьеклассники исполняют роли зверей,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Времена и нравы

    Ушла от нас только что Танина ученица-семиклассница. Отправилась с подружкой петь в переходе. Смеемся все трое, пока она стоит на пороге:…

  • Самарканд 6: дети, языки и буквы, Ислам Каримов

    Водитель, везший нас из Бухары в Шахрисабз, довольно захохотал на моё «Хорошо рожаете». Другой, правда, сообщил, что раньше по шесть было, а сейчас…

  • С кем обняться?

    Таня ставит с детьми милую детскую оперу «Адам и Ева» (Сергея Плешака). Первочеловеки — четвертый класс. Третьеклассники исполняют роли зверей,…