gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

ОТЕЦ 66: 1943 (15)

В вагоне едут ремесленники. Они занимают целый вагон и дружно охраняют его от посторонних. Как звери ребятня напала на молодого казаха, который хотел со стариком-отцом (красивый старик!) сесть к ним в вагон.
– Еще бы кто другой, а то казах явился!
Потом казахи жалуются дежурному. У молодого по толстому скуластому лицу текут слезы. Он их размазывает рукой. Ели говоря по-русски, они показывают билет. На нем номер вагона ремесленников.

А следствие этого [листки, видимо, перепутались, и непонятно, чего «этого»; возможно, это по следам читаемого в это время «Дневника писателя» Достоевского, выписки из которого, в т.ч. про пренебрежение отечеством и предками, тут же, рядом] люди, выросшие без традиций, без родного дома, без предков. Худшие не вспоминают и живых родителей, лучшие забывают о них на следующий день после похорон.
Кладбище. Изгороди нет. Могилы этого года – бесформенные осыпавшиеся холмики; прежних лет – еле заметные кочки, по которым пасутся коровы. Поломанные языческие безобразные пирамиды плохой слесарной и столярной работы. Редко где сохранилась надпись: кто похоронен. Большинство могил вообще без всяких отметок.
На одной опрокинутое ведро.
Две могилы лишь хранят следы заботы. У одной штук пять молодых деревцев, еще кустиков, на другом холмике рядок какой-то зелени.
Пропеллер на могиле летчиков (карточка и надпись уже выломаны). На могиле другого некрасивая, но богатая пирамида. «Погиб при исполнении служебных обязанностей».

С нами в вагоне едет экспедиция. На поезде до Тюмени, далее по реке к Полярному морю. Руководители: инженер-геолог, командир взвода, с фронта контуженный (все время подергивает лицом и одергивает гимнастерку) и широколицый старшина с украинским говором, тоже раненый (я наблюдал, как он выходил раскрасневшийся и обливающийся потом из вагона ремесленников, где тискал в тамбуре 16-летнюю здоровую ремесленницу при полном одобрении стоящих вокруг ремесленников. Когда он окончил, ребятишки начали «подначивать» девку:
– Здорово он тебя!
– Ничего не здорово.
– Ишь ты, небось молоко потекло).
Рядовой состав экспедиции – мобилизованные из-под Иркутска. Пятая часть кривые и косые. Все в рваной одежде (говорят, что все оставили дома, т.к. в Тюмени обещали все дать новое). В дороге голодают, но вообще довольны, не так тем, что ожидает их в экспедиции, как тем, что уезжают от армии, от мобилизации на целые 2-3 года. За такой долгий промежуток времени надеются, что война окончится.
Tags: история, отец, память
Subscribe

  • Дела текущие

    Всем бедам вопреки, Таня со сломанной рукой провела сегодня последнее, 44-е занятие своего годового онлайн-курса. Занятие было необычным — собралась…

  • Как вор на место преступления...

    Кругами возвращаюсь к проблеме логической необходимости. И Канту с его синтетическими априори и чистой интуицией. И Коффе, первую главу книги…

  • (no subject)

    Мы привыкли рассуждать, что участник, очевидец и свидетель даёт нам правильное понимание, а вроде бы всё наоборот. Именно свидетель дальше всего от…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments