gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Аристотель и искусство

Можно было бы попробовать взглянуть на произведение искусства с точки зрения аристотелевских четырех типов причин. Но, кажется, возникают большие трудности с размежеванием между причинами. Действующая причина - это, конечно, художник. Материальная - вроде бы, материал, т.е. краски и т.п. для живописца и слова для поэта. Формальная? Ну, наверное, представления о том, что такое произведение данного искусства, его образцы (παραδειγματα). Целевая причина? Ну их может быть множество - и самовыражение, и "сеять разумное и т.д.", и прославиться, и подзаработать... Но смотрите: материалом можно назвать и жизненный материал или опыт художника. Далее: все перечисленное (кроме вещественного, типа красок, даже слова) можно рассматривать как принадлежности художника, т.е. включать в causa efficiens. Даже слова, поскольку реально участвует личный словарь поэта.
Источник этого парадокса, конечно, в том, что мы применяем объективистскую схему Аристотеля субъективистски. А если иначе, то там свои трудности. Скажем, действующей причиной может оказаться не Иван Иваныч, а Муза или сам язык, говорящий через поэта.
Но все это никак, на мой взгляд, не обесценивает "схему 4-х причин" в качестве искусствоведческого инструмента. Ее ценность и состоит в том, что она помогает вскрыть внутреннюю сложность явления и освободить нас от шаблонов в восприятии искусства.
Tags: Аристотель, искусство, причина
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments