gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Усия: история слова и понятия - 1

Первый, если не нулевой, шаг. Речь идет об этимологии, семантике и о том, для чего все это...
1. Этимология и языковое окружение

1.1. Такое начало, хотя оно и достаточно общепринято, требует некоторых методологических пояснений.
Работающий с понятием стремится к точности, задаваемой триадой «понятие – определение – термин», между членами которой должно существовать однозначное соответствие*. И если этого удается добиться, то ни прошлое понятия-термина (этимология и история слова и смыслов), ни настоящее (синонимия и омонимия) не существенны для его понимания и употребления. В пределе при таком подходе нужно было бы говорить не об одном понятии и его истории, а о сменяющих друг друга омонимических (одноименных) понятиях в составе разных понятийных систем.
Альтернативный подход (его я и принял) состоит в том, что понятие мыслится как единое в своей истории и подвижное в своих границах. Понятия в первом смысле (получившие дефиницию и обозначенные термином) – фиксированные точки этой истории, в которых совершалось очередное, не первое и не последнее, усилие выработать «истинное» (истинное) выражение реальности в языке**. При таком подходе для нас оказываются важными:
1) этимология и языковая история, как прошлое, которое «помнится», т.е. продолжает оказывать влияние на современное употребление, в том числе в строительстве понятий;
2) весь омонимическое и синонимическое поле слова – в самом широком смысле содержательной и формальной близости; это как бы единое «многомерное» и «многогранное» понятие, поворачивающееся к нам разными гранями в разных ситуациях;
3) все его грамматические формы и словообразовательные производные***, ****.
Вместе с этимологией («прошлым») и производными («будущим»), т.е. с введением времени, мы получаем многомерное становящееся (потенциальное) понятие – каковое и будем в дальнейшем держать в поле внимания.

* Именно к этому стремился Аристотель. Он первым ввел определение как средство строгого введения понятий и соответствующий термин – orismos (от orizō, ограничивать). У его учителя Платона этого термина еще нет, хотя он много занимается уточнением и различением смыслов и дважды употребляет слово diorismos, «разграничение», применительно к смыслам в рассуждении – в диалоге «Политик», 282е – и говоря об устроительных действиях бога, «определяющего и блюдущего числа времени» – в «Тимее», 38с6.
** Предлагая два написания – в кавычках и без них – я имею в виду, что, с одной стороны, сама историчность понятий свидетельствует об их относительности, исторической ситуативности и субъективности, с другой же – философская работа мотивирована поиском истины и предполагает ее существование. Но вообще-то, этот вопрос тесно связан с самим предметом исследования, понятием «усии», которое, как и весь круг близких понятий, вводились для преодоления исторического релятивизма – так что об этом еще придется говорить.
*** Используемая терминология восходит опять-таки к Аристотелю – см. первую главу «Категорий», где он различает одноименные (omōnyma), соименные (synōnyma) и отыменные (parōnyma) предметы. У Аристотеля одноименные предметы – это те, у которых имя общее, а «речь о сущности» (logos tēs oysias, определение) разная, соименны предметы, принадлежащие одному роду, а отыменны те, что именуются тем же словом в других грамматических формах. В современной лингвистике эти термины получили другое значение: омонимы – слова одинакового звучания, но разные по значению; синонимы – разные слова одинакового или близкого значения; паронимы – слова, никак не связанные между собой, но близкие по внешней форме (и ложно связываемые, как в народной этимологии).
**** К вопросу о языке и философии. Эмиль Бенвенист утверждает, что метафизика бытия родилась у греков, потому что у них было слово «быть» (не во всех, оказывается, языках оно есть!) и потому что «язык позволил возвести “быть” в объективируемое понятие, которым философская мысль могла оперировать, которое она могла анализировать и с которым могла обращаться как с любым другим понятием» («Общая лингвистика». М., 1974. С. 112). Эта связь отчетливее всего являет себя не у Платона, который весь, подобно поэту, в языковой стихии (чего стоит пассаж об «усии» в «Кратиле», 401с-е!), а у Аристотеля, который начинает с языка (oysia legetai… усией называют…) и, пытаясь освободиться от этой зависимости, установить логический контроль над языком, всматривается в те связи, которые он рвет или трансформирует.

1.2. Все этимологические словари греческого языка производят «усию» (oysia) от oysa, действительного причастия настоящего времени женского рода глагола «быть», eimi. В общеязыковых словарях можно прочесть, что в круг значений «усии» входят: 1) собственность, имущество, особенно недвижимое – земля, дом (уже с ионийских времен, т.е. с IX-VIII вв.); 2) природа (синоним physis)*, устойчивая, неизменная реальность (в отличие от genesis, становления) и, как утверждает авторитетнейший Лидделл-Скотт, отсюда – бытие в абстрактном смысле (в противоположность небытию); 3) сущность – в отличие от состояния (pathē) или случайных свойств (symbebēkota). После этого Л.-С. дает еще несколько значений, но я их пока опускаю, поскольку отграничить их от 2 и 3 без философского анализа, на мой взгляд, невозможно; надо сказать, что и для употребления слова в значениях 2 и 3 отсылки даются исключительно к философам – а об этом позже. Но интересное начинается после этого философского пласта: 4) штукатурка или какая-то ее разновидность (у Аэтия, II в. н.э.); 5) (мн. ч.) жаропрочные вещества или «четыре тела» – медь, олово, свинец и железо (в алхимических текстах); 6) в магии – материальный предмет посредством которого устанавливается связь между лицом, подлежащим воздействию, и сверхъестественным агентом, например волос «объекта»; прах из могилы; собачий помет (надо полагать, как субстанции, используемые в магии)**.
Из производных обращают на себя внимание oysiakos (о владельце имения), oysiazō (воздействовать магически) и oysioō (наделять существованием или обеспечивать материалом, субстанцией); остальные – естественно ожидаемые производные от «усии» в философских значениях.

* Связь и нередко синонимия «усия – фюсис» восходит к функциональной связи соответствующих корней в индоевропейском субстрате (см. 1.3) и сохраняется вплоть до догматических споров эпохи вселенских соборов и даже позднее.
** Можно предположить, что те смысловые обертона, которые несло в себе употребление термина oysia в магии, могли сказываться на философском употреблении этого понятия поздними неоплатониками с «магическим уклоном», такими как Ямвлих.

1.3. Замечательный этимологический словарь Ю.Покорны* позволяет копнуть глубже.
«Усия» вместе со всем гнездом глагола eimi (быть) восходит к индоевропейскому корню
es- (быть). В некоторых грамматических формах замещается корнем bheu- (расти)**. К этому корню восходят и латинские sum, es, est и т.д., и старославянские «есмь, еси, есть и т.д. Интересны те дополнительные значения, которые приобретают производные от этого корня в разных индоевропейских языках: «истинный», «действительный» и, далее, «хороший» или, напротив, «виновный», «вредный». В особо важном для нас греческом мы имеем среди производных от этого корня, помимо всего гнезда eimi, также eteos (истинный, верный), etymos (истинный, отсюда «этимология») и osios (правильный, разрешенный, благочестивый).

* Pokorny, Julius. Indogermanisches etymologisches Wörterbuch. Bern-München, 1959
** К которому восходит греческий глагол phyō (рождать), от которого – physis (природа).

1.4. Естественно, хочется как-то упорядочить эту по видимости хаотическую кучу языковой информации – выявить возможные связи и отношения, иерархические (важное и второстепенное), временные (первичное и вторичное), генетические (первичное и производное). Возникают вопросы… *
Скажем, помещая значение «собственность» первым, авторы словарей как бы утверждают его первичность во времени и порядке происхождения. Почему? Для всякого, кто имел дело с этимологическими словарями, мотив ясен: принято считать, что конкретные, природные или бытовые, значения предшествуют абстрактным, поскольку абстрактное мышление есть позднейшее приобретение человечества. В каком-то смысле это, действительно, можно считать очевидным и твердо установленным: современные способы и средства абстрактного мышления были выработаны для решения задач, которые возникли не сразу. (Пример: понятие «ценность» появилось тогда, когда потребовалось обозначить единым термином то, что ценю я, и то, что ценит другой, а для меня вовсе не ценно. Нужно ли было грекам понятие, обозначающее одновременно ихние ценности и ценности варваров?). Но правильно ли представлять дело так, что когда-то «усия» означала только собственность, а позднее стала иметь, помимо этого значения, еще и другое, «бытие» или «сущность»? Мне представляется более правдоподобным несколько другая логика: первична не «собственность», а некое смысловое единство, в котором смыслы бытия, прочности, наличности и действенности пребывали вместе и в связи друг с другом – как, если под нужным углом зрения посмотреть, им и следует быть в нашем сознании.

* Сразу скажу, что на два возникших у меня вопроса я не нашел ответа в лингвистической литературе и собственных догадок тоже не имею. Это, во-первых, вопрос о том, почему из причастия ousa получилась ousia. Окончание -ia очень продуктивно, но все, найденные мною в словаре слова с таким окончанием образованы от прилагательных (sophos – sophia), существительных (agōn – agōnia) или глаголов (aggelō – aggelia), и в тех случаях связь как-то прозрачней. Во-вторых, это грамматический род. Над вопросом о происхождении гендерной спецификации имен, оказывается, бились многие лингвисты, но мало к чему пришли. Известно, что категория грамматического рода есть не во всех языках – где-то вообще нет родового деления имен (например, его не было на ранних стадиях существования протоиндоевропейского), где-то оно не связано с полом или родов больше трех и различаются они по самым разным основаниям. Там, где оно есть (два или три рода), за исключением тривиального случая обозначения живых существ мужского и женского пола убедительную мотивированность родовой спецификации удается обнаружить редко (из исключений – слово «земля» в индоевропейских языках всегда женского рода, что естественно объясняется тем, что земля «рождает», как женщина). Часто очевидна роль случайных факторов – фонетических, тенденции к унификации грамматических форм и т.д. Феминистки (а они есть и в лингвистике), естественно, видят за гендерным распределением имен проявления мужского шовинизма. Но почему «усия» женского рода? Бог весть. Хотя, например, для богословия род имен, которые применяются в речи о Боге, имеет значение…

1.5. Ну и к чему мы пришли?
Итак, основные смыслы нашего многомерного понятия:
– бытие, наличие, присутствие (отсюда и собственность как то, что есть в подконтрольном нам мире); через отрицание: от-сутствие (ср. латинские: pre-sens и ab-sens);
– то, что пребывает на месте («имеет место»), остается там, недвижимо (ср. недвижимость), неизменно;
– и напротив: то, что становится, возникает, рождается, растет (эти смыслы заимствуются у замещающего корня bheu- и его производных);
– действенность (действительность) как обнаружение бытия, причинение;
– добро, благо – через позитивные коннотации собственности, ср. «быдло» (скот) от корня bheu-.
Пока трудно понять, как этот лингвистический материал будет полезен для осмысления собственно философского, мыслительного движения. Но ведь язык, в конечном счете, тоже есть продукт познавательной и мыслительной работы и следы проделанных в его эволюции «мыслительных ходов», можно сказать греческим словом «логизмов» (logismoi, рассуждения), выполняют роль своего рода «силовых линий» в поле последующего мышления…
Tags: Аристотель, Платон, бытие, логизм, омонимия, понятие, синонимия, сущность, усия, фюсис, этимология
Subscribe

  • про инклюзию

    Это, если кто не знает, создание условий, чтобы инвалиды разной формы и степени, жили в одном мире со "здоровыми". В более узком смысле,…

  • Свет солнца желтый

    Не уверен, что смогу передать впечатление. Так, околичностями, оговорками... Просмотрел два фильма Маргарет Дюрас, "Дети" и "Jaune le…

  • Дети...

    Аришка занимается по Таниной программе с 4-летней Верочкой. Поет песенку с текстом из нот: фв-ми-ре-до... На вопрос, понравилась ли песенка: Да! Но…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments