gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

ОТЕЦ 3: несколько пояснений

Первые отклики на публикацию отцовского школьного дневника показывают, что кое-что еще нужно пояснить-напомнить.
Первое: это еще не те попытки писательства, о которых я говорил в предуведомлении, это просто дневник мальчика - вначале 15-ти, потом 16-ти лет. Пишет он для себя, о стиле вовсе не думает. Наверно, это можно назвать попыткой моральной рефлексии.
Второе, фактографическое. Это - 29-я школа Красногвардейского р-на Москвы. Отыскать дополнительные сведения о ней мне не удалось, сохранились они, наверно, в архивах, но моя мотивация недостаточно сильна, чтобы тратить на это время.
Третье. Я сначала хотел дать краткую характеристику эпохи - для тех, кто "не в курсе", материалы даже подобрал выразительные, по-моему, потом раздумал. А сейчас вот, думаю: почему бы и не дать - то, какими тогда были страна и мир для мальчика, писавшего этот дневник. Немного своими словами и выдержки из одного документа.



1929-1933 годы – годы «Великого перелома»: коллективизации, первой пятилетки, консолидации партии и победы сталинского руководства над всеми оппозиционными группировками. В январе – феврале 1934 года прошел XVII партийный съезд, «съезд победителей». Про "голодомор" московский школьник скорее всего не знал ничего; сажать так и постольку, чтобы это было прямо рядом и касалось всех, еще не начали. А достижения, которыми можно гордиться, следуют одно за другим. 1932 год: в январе запущены Горьковский автозавод  и Магнитогорский металлургический комбинат, в апреле – Кузнецкий металлургический, в октябре – Днепрогэс. 1933: начинают работу Челябинский тракторный и Уралмаш.

СССР начинает получать дипломатическое признание, а деятельность Коминтерна, укрепление компартий во многих странах позволяет надеяться, что и они скоро вступят на путь строительства социализма.

Но, как объяснил еще в 1928 году великий Сталин, по мере успехов в строительстве социализма сопротивление враждебных элементов усиливается и будет усиливаться. Страна по-прежнему окружена враждебным, капиталистическим миром. А внутри нее действуют вредители, есть даже люди, готовые убивать наших руководителей (на время ведения дневника пришлось убийство Кирова).

Партия призывает всех к мобилизации – для экономических и культурных прорывов, для защиты от внешних и внутренних врагов. Это относится не только ко взрослому населению, но и к молодежи, и к детям. Каждый, по возможностям своего возраста, должен быть «готовым к труду и обороне»...

Вот я тут выписал из материалов VII Всесоюзной конференции ВЛКСМ:

Конференция проходила в июле 1932 года. Почетный президиум в составе товарищей Сталина, Молотова, Кагановича, Ворошилова, Калинина, Орджоникидзе, Андреева, Куйбышева, Кирова, Коссиора, Рудзутака, Постышева, Микояна и Горького. Выступления представителей подшефных комсомолу организаций ­– т. Орлова от ВМС, т. Алксниса от ВВС РККА, т. Ярославского от общества старых большевиков.

Слово предоставляется пионеру Ильинскому, приветствующему конференцию «от имени шести миллионов пионеров». (За ним, как за корифеем греческой трагедии, – хор пионеров, который в нужный момент скажет свое слово). Пионеры Электрозавода поручили «передать вам наши требования и на примере нашей базы рассказать, как под руководством Ленинского комсомола работают пионеры. … Мы должны бороться за качество учебы, за высокую дисциплину в школе. Мы добиваемся того, чтобы делом чести каждого пионера и школьника стало социалистическое отношение к учебе, к труду. Вот у нас в 7-й группе был ученик Лягушкин, который плохо учился, бузил, срывал уроки. После решения ЦК партии о школе пионерорганизация втянула его в работу. Он стал примерным учеником и с честью кончил семилетку».\

(«Решение ЦК партии о школе» – это то, в котором был положен конец педагогическим экспериментам и перед школой была поставлена задача давать знания).

«Мы –  продолжает пионер Ильинский, – работали бы еще лучше, если бы нам как следует помогали комсомольцы. … Мы требуем от комсомола…» (Пионеры хором: «Дело каждого комсомольца – помогать школе и заботиться о ней!»).

Еще несколько тезисов – о политвоспитании, об оздоровлении, – и после каждого хор предъявляет требования комсомолу.

Требовательность всех к каждому и каждого ко всем – лейтмотив и всех «взрослых» выступлений на конференции: отчитываемся и требуем.

В докладе генерального секретаря ВЛКСМ т. Косарева – горделивые слова о том, что за годы пятилетки «страна основательно изменила свой облик», что «СССР становится сильнейшей страной во всем мире». Но это – не основание снижать требовательность к себе и другим: «мы строим социализм, находясь в обстановке капиталистического окружения. Каждый наш промах, каждая наша ошибка усиливает наших врагов. Работать без ошибок, работать без промахов, работать так, как свойственно большевикам, – вот что должно быть лозунгом нашей работы».

В разделе о воспитании – о новой морали, в которой подчеркивается коллективизм («опыт 15-летнего существования советской власти показал, что только тогда личность получает полноту своего расцвета, когда благополучие добывается сообща миллионами трудящихся, под руководством партии, а не в одиночку»). Но достается и «вульгаризаторам и схематикам от социализма», которые утверждают, что большевики будто бы вообще против личного благополучия, против «трех-четырех уютно обставленных комнат», «против цветов, музыки, против опрятного модного костюма», которые «изображают социализм как серую, монотонную казарму, где все делается по распоряжению, одинаковому для всех». Мы, объясняет комсомольский вождь, против индивидуализма, «против узко личных стремлений и интересов», но мы «за полный расцвет индивидуальности».

Далее идет большой пассаж, где на примерах из литературы, русской и зарубежной, изображается жизнь «лишних», «потерянных» поколений молодежи прошлой России и современного капиталистического мира. И этой молодежной судьбе противопоставляется жизнь молодых людей страны социализма, которые во всякий момент своего существования получают ответ на вопрос «что делать?» – «Идите в борьбу против эксплуататоров, навстречу трудностям, преодолевайте их».

Культура производства, производительность труда, соцсоревнование… «Мы политически и культурно взращиваем соревнующихся, приобщаем их к общегосударственной деятельности, подводим их к пониманию общегосударственных задач и интересов. Вот почему не случайно, что даже пионер у нас зачастую свою личную учебу рассматривает, насколько это в силах для него, с точки зрения государственного интереса. “Что обо мне подумает комсомол или наша партия, – говорит он, – если я буду плохо учиться?”. Каждый пионер в своих маленьких и больших поступках начинает исходить из соображений государства в целом, из интересов этого государства, интересов нашей партии, интересов рабочего класса. Делает ли он  это всегда умело и достаточно ли всегда серьезно – это вопрос иной. Но суть дела заключается в том, что даже пионер у нас понимает, что он часть целого, что он член коллектива и что поэтому он должен сообразоваться с интересами и задачами коллектива».

Один за одним на трибуну поднимаются представители заводов и паровозных депо, колхозов и армейских частей, областей и национальных республик. Докладывают об успехах, критически оценивают неудачи, дают обещания верно служить партии и народу.

Великий пролетарский писатель гордится советской молодежью и призывает заботиться о ее здоровье.

От Политбюро ЦК КПСС выступает т. Постышев. (Отец рассказывал мне, что в пионерские годы они соревновались за право 4-х «п» – «писать Павлу Петровичу Постышеву»). Его выступление посвящено развитию «массовой политико-воспитательной работе комсомола» – «важнейшего приводного ремня от партии к массам».

Ну как?
В следующей порции дневника будет про убийство Кирова, что мой папа по этому поводу чувствует и думает. Сурово думает, по-комсомольски.
И знаете, что я подумал? Что он в большей мере, чем когда-либо в своей жизни я, ощущал себя участвующим в истории - на скромном месте московского школьника (но ведь "на Красной площади земля всего круглей..."), но участвующим...

 

Tags: история, отец, память
Subscribe

  • о медленном чтении

    Семинар ММК, декабрь 1985 года. Обсуждается книжка вильнюсского профессора Павилёниса про аналитическую философию: Пинский. Можно брать тексты…

  • (no subject)

    Из воспоминаний А.Пинского: На другом заседании кто-то высказал одну мысль, которая показалась мне неверной, но Щедровицкий стал ее активно…

  • Из одного обсуждения

    ГП: "Обрати­те внимание! У меня есть по сравнению с остальными преиму­щество. Вы знаете, что такое логика. А я – нет. Поэтому я…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments