gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:
  • Music:

знание знающего и знание незнающего

Перечитывал начало книги Шуфрина о Клименте и снова зацепился за то место о двух парадигмах перехода от заблуждения к знанию, которому посвятил свой первый пост по этой книге (http://gignomai.livejournal.com/100995.html - если кому интересно, но я суть изложу заново и, надеюсь, проще и обнаженней).
Итак, один случай - это когда человек пребывает в неведении относительно истинного положения дел и как-то сознает (ощущает, подозревает... ) это свое неведение. "Я знаю, что я ничего - вариант: многого, но нужного, важного - не знаю". У меня давно для этой ситуации есть метафора: зияние, т.е. пустое место, требующее наполнения. Переход от такого неведения, или заблуждения, к знанию совершается трудом (познания) и выбором (между заблуждением и истиной).
Второй случай - когда человек, пребывающий в неведении, не подозревает о своем заблуждении, принимает его за знание, вполне доволен. Для труда и выбора здесь места нет. Переход к истинному знанию в этом случае возможен только за счет воздействия извне, "вытаскивания" из этого состояния. Такого рода переход может быть уподоблен пробуждению от сновидения.
Назовем эти парадигмы, как в книге - выбором и пробуждением.
Можно еще сказать о трех различиях между ними.
1. Время. В первом случае все три фазы - до перехода, сам переход и после перехода - имеют место в едином времени, располагаются по единой временнОй оси. Это связано с возможностью отрефлектировать этот переход (подобно тому, как можно, скажем, наблюдать переход от тьмы к свету). Во втором случае такая рефлексия невозможна (невозможно одновременно пребывать в сюжете сна и вне его) и потому время прерывается и сама временнАя ось становится другой.
2. В сущности, то же самое, но в ином аспекте: то, что происходит с "Я" человека, его идентичностью. В первом случае заблуждается, познает и знает один и тот же, нет проблем; незнающий провидит возможность себя знающего, знающий помнит, что не знал. Во втором случае происходит разрыв идентичности: незнающему, который не подозревает, что не знает, не может и в голову прийти возможность того, что после пробуждения окажется знанием. Иное - знающий: он знает, что не знал, ситуация асимметрична.
Если применить эти две парадигмы к религиозному гнозису, богопознанию, то мы получим два пути: постепенного познания и мгновенного обращения. Мне, скажем, опытно знаком только первый путь, как, насколько я понял, и flaneur2, высказавшей в обсуждении того давнего постинга мысль о такой типологии путей (http://gignomai.livejournal.com/100995.html?thread=1315203#t1315203). А у других людей (например, у ап. Павла) было явное обращение.
Все вроде бы ничего, разные пути так разные... Если бы не одно подозрение. А что если для познания "истинного положения дел" нужна - в силу самой природы этого "истинного положения" - нужна специальная способность, получить которую можно только вот таким "ударом молнии": Савл, что ты гонишь Меня?  И не обладающий такой способностью все равно не выходит за пределы своего "зияния", знания о том, что не знает? Тоже, конечно, что-то, лучше самодовольного пребывания в невежестве, но...
Tags: выбор, знание, незнание, пробуждение
Subscribe

  • (no subject)

    Правда, хорошая статья о том, "за что воевали". Про смысл победы и про то, почему ее стоит праздновать, несмотря на все, что этот праздник…

  • (no subject)

    С Днем Победы! Вечным.

  • вопрос

    Читая "Бесов" впервые обратил внимание на одну особенность речи Ф.М.Д.: он часто не оканчивает устойчивых словосочетаний. Приведу последний…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • (no subject)

    Правда, хорошая статья о том, "за что воевали". Про смысл победы и про то, почему ее стоит праздновать, несмотря на все, что этот праздник…

  • (no subject)

    С Днем Победы! Вечным.

  • вопрос

    Читая "Бесов" впервые обратил внимание на одну особенность речи Ф.М.Д.: он часто не оканчивает устойчивых словосочетаний. Приведу последний…