gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Климент 32: видеть Бога в теле

Начну с напоминания, что движение гностика к Богу, описываемое Климентом (ему посвящены 3-я глава книги Шуфрина и, соответственно, мои «климентины» начиная с К-17) и в максимально спрессованном виде представленное в большой составной цитате из 5-й книги «Стромат» (приведена в http://gignomai.livejournal.com/122973.html) – это и есть развернутая трактовка 1 Кор. 13:12. Если у Павла указаны лишь пункты отправления и назначения, то Климент прочерчивает все этапы пути…
Впрочем, Мортли не видит всех отмечаемых Климентом переходов, у него есть только чувственное восприятие, соответствующее «зеркалу» Павла (о том, что мне неясно в этом смотрении в зеркало я написал в прошлом посте (http://gignomai.livejournal.com/139457.html), и непосредственное касание чистым умом Бога. Между тем, говорит Шуфрин, по Клименту, «даже после того, как чувственное восприятие совершенно превзойдено, впереди остается еще “величина Христа” (5.71.3), и эта “величина” телесна. Нельзя видеть Бога “лицом к лицу”, не “став точно таким, как тело (kathaper sōma) [Его Сына]». Но что это значит – стать «как» тело Христа?
Это значит, что человек делается «богоносным» (theophoron) в том смысле, что через него непосредственно действует Сам Господь (prosechōs energoumenon hypo tou Kyriou). Климент, – поясняет Шуфрин в примечании, – здесь предвосхищает учение преп. Максима Исповедника о «единой энергии Бога и святых»
Но все-таки, почему же речь идет о телесном уподоблении («точно таким, как»)? Не принимает же гностик внешний облик Христа! Нет, Климент имеет в виду духовное тело – то, о котором писал ап. Павел (1 Кор. 15:44), тело Христа воскресшего, причащение которому происходит в Евхаристии (Педагог, 1.46.2-3).
Таким образом, видеть Бога, по Павлу, «лицом к лицу» может имеющий такое одухотворенное – Христово – тело. Правда, в Str. 5.74.1 говорится о вИдении «бестелесными приложениями сознания» (tas asōmatous tēs dianoias epibolas), но следует понимать это в смысле ума, освобожденного от страстей, но не от телесности как таковой. В подтверждение приводится прямое утверждение Климента, что плоть человека участвует в вИдении Бога даже после смерти:
... теперь не можете потому, что вы еще плотские» (1 Кор. 3:2-3)... Не потому, что мы еще во плоти, как поняли некоторые;.. с ней ведь, равноангельское лицо имея, «лицом к лицу» (1 Кор. 13:12) увидим обещанное…, если действительно это обещано после освобождения (Педагог, 1.36.6-37.1).
За границы так понимаемой телесности, по Клименту, не выходит ничто из получившего бытие: телесны бесы, ангелы и человеческие души (ссылки здесь в основном на Климентовы «Извлечения из Феодота»). «Дебелость» наших тел – следствие греха. Собственное же «тело души» (sōma psychikon), которое сеется, чтобы восстало «тело духовное» (sōma pneumatikon – 1 Кор. 15:44) – тонкое, простое (т.е. неразложимое на части), неосязаемое (Строматы, 6.52.1). Последнее – в смысле, видимо, грубой осязаемости, потому что оно чувственно; иначе душа не могла бы и после того, как покидает «дебелое» тело, быть наказываемой.
Как всегда, самое любопытное – в примечании. Согласно Э.Доддсу (ссылка на его работу об «астральном теле в нео-платонизме»), Климент здесь разделяет общеантичное представление об «астральном теле» души, которое Доддс прослеживает вплоть до его «возникновения в классический период греческой философии». Такое тело «менее материально, чем плотяное, и переживает разложение последнего, однако в нем нет чистой нематериальности ума». У ап. Павла, однако, речь, идет о преображении этого тела – через смерть, подобно посеянному семени – в «тело духовное», и это учение, согласно Доддсу, (как и, возможно, родственное ему учение гностиков об «одеянии из света») имеет «иное происхождение»: «в то время, как греческая теория [астрального тела] имеет в виду наведение моста между душой и [плотяным] телом и, соответственно, приписывает астральное тело всем душам…, гностик пытается построить мост между Богом и человеком; для [него] бессмертное тело обретается в инициации: облекаясь в него, человек становится богом».
У Климента, как и у Павла, «духовные тела» имеют природу воскресшего Христова тела, т.е. Церкви, в которую обоженные включаются, – становясь «равноангельными» и совершенными, –соответственно своему продвижению.
В одном из последующих примечаний, я встретил еще две цитаты из «Стромат», обе относительно тех, кто является христианами только номинально (словами Климента: «по имени только [так] называемые, но живущие не в соответствии с [его] смыслом») и их отношения к Церкви как Телу Христову. В одной про таких сказано, что они суть «что-то вроде плотской части (ti oion sarkas) святого Тела», которого они причащаются; в другой – что те, кто так грешит против Тела, ставшего их собственным, тем самым становятся «иным телом…, не святым», и имеют «иную надежду»…
Захотелось поглубже разобраться в употреблении этих двух терминов – тело (soma) и плоть (sarks).
Subscribe

  • Покидая милую Вытегру

    глядя на которую вполне можно ожидать для России если не процветания, то благополучия, сочинил - из духа противоречия - нечто в чаадаево-печеринском…

  • Перебирая

    Единственный стих, кажется, написанный не по-русски: Alex Guinzburg is dead. O, what a trivial news! Whether we know not that we all are to be…

  • В продолжение того же самовздрючивания

    А это написано, как вы понимаете, - воспользуюсь этнонимом, применявшимся из соображений политкорректности матерью Н.А.Бердяева (см. Самопознание) -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments

  • Покидая милую Вытегру

    глядя на которую вполне можно ожидать для России если не процветания, то благополучия, сочинил - из духа противоречия - нечто в чаадаево-печеринском…

  • Перебирая

    Единственный стих, кажется, написанный не по-русски: Alex Guinzburg is dead. O, what a trivial news! Whether we know not that we all are to be…

  • В продолжение того же самовздрючивания

    А это написано, как вы понимаете, - воспользуюсь этнонимом, применявшимся из соображений политкорректности матерью Н.А.Бердяева (см. Самопознание) -…