gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Климент 29: можно ли стремиться к счастью, но не к его обретению?

Нет, все-таки надо еще потоптаться на этом месте.
Цитирую примечание:

Как указывают А.Лонг и Д.Седли, «в эллинистической философии различные школы обычно характеризовались различным содержанием, вкладываемым ими в понятие конечной цели, в формальном определении которого все они сходились: “то, ради чего делается все, но что само не делается ради чего-либо”, или “предел желаемого”» (Long A., Sedley D. The Hellenistic Philosophers. Vol.1. New York: Cambridge University Press, 1987. P. 398) ; ср. Цицерон, De finibus 4.14. В докладе «Платон и Аристотель об идеале богоподобия», сделанном в Принстоне в марте 1996 г., Седли, однако, несколько уточнил это свое толкование термина τέλoς: «Когда Эпикур (Письмо к Менекею 128) называет здоровье и безмятежность “telos’ом блаженной жизни”, он имеет в виду полноту ее реализации, а не цель, которая в ней ставится. Великий диалог Цицерона, посвященный этике, называется De finibus bonorum et malorum – опять, несомненно имеется в виду этический τέλoς, но правильный перевод – “полнота реализации”, а не “цель” (дурное [=то, чего стремятся избегать] не является целью, но вполне реализуемо)» (с. 12 машинописи). Следует также указать на предложенное стоиками терминологическое разграничение понятий конечной цели (τέλoς) и просто цели (σκοπός), как того, куда (или, во что) целят(ся). Например, целью-τέλoς’ом стрельбы может (хотя и не обязательно должно) быть попадание в ее цель-σκοπός (мишень). Цель в первом смысле формально отличается от цели во втором (даже когда совпадает с ней по содержанию) тем, что в ее понятие уже входит ее реализация. Так цель-τέλoς человеческой жизни – не просто счастье (хотя именно такова ее цель), но достичь счастья, или быть счастливым (Арий Дидим, Epitome 40.20-25). Ср. Rieth, Otto. Über das Telos der Stoiker // Hermes. 69 (1934). S. 13-45.

Вы различаете между счастьем (цель-σκοπός) и «достижением счастья» (цель-τέλoς)? У меня сходу не получается. Если τέλoς рассматривается до его достижения, не как состоявшийся результат действий, а как то, «ради чего» они совершаются, стремиться к счастью как к мишени (конечной точке движения) и стремиться к «полноте реализации» этой цели в моем понимании – одно и то же. Не вижу разницы.
Различие, однако, начинает проявляться, если мы говорим о цели недостижимой, к которой можно бесконечно стремиться, ее не достигая. Таким τέλoς-ом и является «уподобление Богу», которое по единомысленному решению и стоиков, и платоников (см. http://gignomai.livejournal.com/137657.html) не предполагает «приближения» к цели, но лишь «следование», или подражание, ей как образцу.
Правда, тут у меня все равно остается вопрос: а является ли невозможность приближения действительным критерием для различения телоса-образца от мишени-скопоса? Ведь если τέλoς предполагает полноту реализации, то «уподобление», «следование», доведенное до логического предела, есть отождествление, т.е. приближение дальше некуда… А с другой стороны точка, к которой стремится движение – если стремится бесконечно, - ее не достигая, это, скорее, σκοπός, чем τέλoς, не так ли?
Вроде бы, получается, что эти понятия-различения вообще не работают на то, чтобы понять мыслимую суть стремления человека к Богу как его, человека, τέλoς, смысл его жизни…
Однако... будем понимать-непонииать дальше.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Recent Posts from This Journal