gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Климент 28: смысл жизни человеческой

В 21-й и ближайших после нее главах «Стромат» Климент обращается к вопросу, центральному для этики эллинизма – конечной цели (мы сейчас сказали бы «смыслу») человеческой жизни: тому, ради чего делается все, но что само не делается ради чего-либо, или пределу желаемого. Для начала он разбирает взгляды разных философских школ на сей счет, а потом предлагает – от имени христиан – новый ответ, в чем-то родственный некоторым из прежних, в чем-то от них радикально отличающийся.
Если проследить ниточку, ведущую к позиции Климента, то получается следующее.
Примем во внимание, что Платон поговаривал об «уподоблении Богу»: homoiōsis theō, – например, вот здесь:
«совершеннейшая жизнь, которую боги предложили нам как цель (telos) на эти и будущие времена», состоит в том, чтобы «добиться, чтобы созерцающее (katanooun, т.е. человек), как и требует его изначальная природа, стало подобно (eksomoiōsai) созерцаемому (katanooumenō, т.е. Богу)» (Тимей 90 d5).
По стоикам, много потрудившимся над этической проблематикой, telos – в том, что бы «следовать» (hepesthai) природе, т.е. подражать ей, жить в согласии с ней.
«Средние платоники» прочитали ответ у Платона и на место следования природе поставили богоуподобление.
Но понимали они это также как стоики: как следование образцу.
«Заметьте, что Бог, согласно Платону, поместив Себя посреди всего прекрасного как образец, вручает человеческую добродетель – как какое-то уподобление Ему – тем, кто способен следовать за Богом» (Плутарх).
Но Бог здесь никак не является целью, которая в каком бы то ни было смысле достигается. Тогда как – цитирую Шуфрина и приводимые им в подтверждение слова Климента:

«Конечной целью для Климента является достижение Самого Бога; и более того – бытие Богом. «Уподобление», таким образом, означает обожение: “Слово Само тебе говорит уже со всей ясностью…; да, я имею в виду Слово Божие, человеком ставшее – с тем, чтобы и ты смог узнать от человека, как человек может когда бы то ни было стать Богом”» («Увещевание к язычникам», 8.4).

Но что это значит? В тех понятиях, которыми пользовались стоики и средние платоники, ответить на этот вопрос не получается. Да, Бог – telos в смысле предела желаемого. Но Он – не skopos (цель, мишень) в смысле чего-то, что благоразумный человек может желать заполучить.
Вот тут-то – чтобы развить и понятийно оформить этот свой прорыв – ему и понадобится аристотелеское представление о бесконечности.
Subscribe

  • Слушаем в машине музыку

    ту, что любит Аришка. В этот раз две группы. "Одноно" (это название такое). Вот одна из песен - "Преображение" - текст…

  • Дети...

    Аришка занимается по Таниной программе с 4-летней Верочкой. Поет песенку с текстом из нот: фв-ми-ре-до... На вопрос, понравилась ли песенка: Да! Но…

  • Танины дети рисуют музыку

    По-моему, очень интересно. Как они пытаются передать не только мелодию, но и ритм, и громкость... С разной степенью успеха (последняя, Таня, явно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • Слушаем в машине музыку

    ту, что любит Аришка. В этот раз две группы. "Одноно" (это название такое). Вот одна из песен - "Преображение" - текст…

  • Дети...

    Аришка занимается по Таниной программе с 4-летней Верочкой. Поет песенку с текстом из нот: фв-ми-ре-до... На вопрос, понравилась ли песенка: Да! Но…

  • Танины дети рисуют музыку

    По-моему, очень интересно. Как они пытаются передать не только мелодию, но и ритм, и громкость... С разной степенью успеха (последняя, Таня, явно…