gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Климент 24: связка или сказуемое, или два смысла целости

С этого момента предмет обсуждения (Божественное) у Климента – в прочтении Шуфрина – раздваивается. Вот как он это показывает.
По Клименту, Божественное можно «считать целым» (в «непрямом смысле») на том основании, что оно имеет величину. Но о величине (или величии – megethos) он в Str. 5.71.3 говорит в отношении Христа (см. http://gignomai.livejournal.com/134750.html). Если же привлечь еще и сказанное Климентом в другом месте «Стромат» (4.157.2):

Вот почему поверить в Него, и через Него, значит стать единичным («монадой», monadikon), нерассеянно {или: непрестанно} (aperispastasōs) собираясь в Нем воедино; не поверить же,– значит оказаться в сомнении (diastasai), на расстоянии (diastēnai) [от Него] и разделенным [на части],

то получается, что «монадность» – это характеристика бытия-в-единстве-с-Сыном и, обратно, Христос (человечество-в-единстве-с-Сыном) – это Монада. И «величина Христа (5.71.3) – ее величина.
Единое же никак не может иметь величину, будучи неделимо (5.81.6).
Итак, один предмет обсуждения – это Христос-Монада, делимый и имеющий величину. Другой – Единое. Но тут читать Климента приходится очень внимательно, отслеживая все допустимые варианты прочтения. Дело в том, что 5.81.5, где объясняется в каком смысле Божественное (а по Шуфрину речь идет о Христе-Монаде) является целым – повторим это место:

Ибо как можно словами выразить то, что не является ни родом, ни видовым отличием, ни видом, ни неделимым, ни числом, ни каким-либо атрибутом, ни тем, чему что-либо атрибутируется. Нельзя даже сказать, что Оно в прямом смысле целое. Ибо Оно считается целым ввиду Его величины {или: величия} (megethei), и [Оно] {или: [ещё]} есть (kai esti) Отец всего {или: вселенной} (tōn holōn)

до Шуфрина прочитывали как относящееся к одному субъекту, «Оно» (так и в русском переводе Афонасина). И тогда концы с концами не сходятся: ибо, согласно окончанию фразы, речь идет об Отце, значит и в начале речь должна идти о Нем же, а не о Монаде..
Возможность иного прочтения Шуфрин находит в словах kai esti (букв. «и есть»). При переводе античных авторов очень часто приходится делать интерполяции – вставлять пропущенные, но подразумеваемые автором слова. Здесь обычно вставляли «Оно» или как-то иначе обозначали подлежащее – то же самое, что и в первой половине фразы; это казалось самоочевидным. «Есть» при этом прочитывалось как связка (грамматически вполне допустимо). Шуфрин прочитывает esti как содержательный член предложения: «имеет место», дополняя его интерполяцией «еще», подчеркивающей, что здесь вводится еще один субъект – Отец!
Тогда 5.81.5 оказывается параллельно по структуре предшествующему месту, в 5.81.4:

Ведь если трудно найти начало всех вещей (archē pantos pragmatos), то совсем трудно указать на первое и древнейшее начало, являющееся и причиной возникновения всевозможных иных [вещей], и причиной бытия возникших.

Выражение «начало всех вещей» относится здесь к Монаде, а не к Единому, о котором там же говорится как о «первом и древнейшем начале». Именно Ее (т.е. Христа) в 5.93.5 Климент отождествлял с «началом» (archē) Быт. 1:1 (см. http://gignomai.livejournal.com/135366.html). И тогда, наконец, становится понятным появление в 5.81.5 «Отца всего». Отец «объемлет в Себе все вещи» (5.81.3). Значит, «в прямом смысле целен» для Климента не Сын (как имеющий «величину»), но, – осторожно, выражается Шуфрин – по всей вероятности, Отец.
Subscribe

  • Последние образы года

  • Чорсу: люди

    Приехали мы на рынок. Таня отправилась делать покупки, а я с чемоданами подождал ее рядом, в чайхоне. Вернется — поедим здесь перед дорогой. Но…

  • Чимган 2

    В один из дней — кажется, уже третий — мы вдруг вышли на вот такое: Я зашел внутрь, говорил с хозяйкой, а Таня — снаружи с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments