gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Климент 23: целое в непрямом смысле

В 21-ом посте речь шла об освобождении искомого от характеристик, свойственных телам и бестелесным сущностям. К их числу относится и целость. Однако то, как с этим атрибутом поступает Климент, отличается от обычного пути постижения через отрицание.

Нельзя даже сказать, что Оно в прямом смысле (orthōs) целое. Ибо Оно считается целым (to holon) ввиду Его величины {или: величия} (megethei), и [Оно] {или: [ещё]} есть (kai esti) Отец всего {или: вселенной} (tōn holōn) (5.81.5).

(Обращаю внимание на оставленные варианты перевода – это работает! Для того, чтобы в своих выводах оставаться максимально свободным от утвердившихся интерпретаций, нужно оставлять в поле внимания и все варианты перевода, не исключаемые текстом и контекстом).

Климент, напомним, опирается на 1-ую гипотезы платоновского «Парменида». Но, во-первых, как уже выяснилось из анализа его рассуждения Шуфриным (http://gignomai.livejournal.com/134316.html), вывод, что Единое не есть целое (поскольку быть целым значит иметь части), не необходим для логики рассуждения Климента. Во-вторых, в отличие от Платона, Климент не утверждает, что Единое не является целым в том смысле, что оно не имеет частей. У него обсуждаемое «считается целым», но не в прямом смысле, а в смысле, который задается тем, что у него есть величина.

{В этом месте я посмотрел свои посты о Клименте, сделанные до летней поездки, и увидел, что обо всем этом я уже писал – см. особенно http://gignomai.livejournal.com/122973.html, где приведена и вся ключевая цитата. Но что делать, если я такой беспамятный! Перечитываю и излагаю заново, глядишь, что-нибудь новое замечу…).

Тут Шуфрин отсылает нас к Аристотелю (Физ. 206 b3-207 a23) с его представлением о потенциальной бесконечности, величине, бесконечно стремящейся к пределу (эта возможность обусловлена ее бесконечной делимостью), но его не достигающей и в себя не включающей. Вот она является целой (т.е. той величиной, к которой стремится) потенциально, «не в прямом смысле», в силу «великости», но не является таковой в смысле прямом.

А отсюда следуют важнейшие выводы относительно того, как устроена «область Божия»…
Subscribe

  • Лейбниц о рождении и смерти

    Но раз у животных есть души, то об их душах следует сказать то же, что можно сказать, вероятно, и о самих животных, а именно: что они уже были…

  • Два взгляда

    Спиноза пишет: «... посредством того, что любви не вызывает, никогда не возникнут раздоры, не будет никакой печали, если оно погибнет, никакой…

  • Спиноза о самоценности посюсторонней жизни с Богом

    В «Кратком трактате» Спиноза признает бессмертие в смысле вечного существования (соединенной с Богом) души, но не ставит блаженство в зависимость от…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments