gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Кллимент 22: о монаде

Прежде, чем мы дерзнем двигаться за мыслью Климента в "величие Христа" и "зияние" "Первой Причины", задержимся на монаде.
Климент (5.93.4 - 94.1) припоминает, чему учила "варварская философия": ей "не чужды" понятия чувственно воспринимаемого и умопостигаемого миров. "Первый из них имеет характер первообраза (archetypos), второй же является образом того, что именуется образцом (paradeigma). И, если первый, умопостигаемый, именуется монадой, то второй, чувственно воспринимаемый - это гексада. Ведь, согласно пифагорейцам, число шесть связано с браком и означает порождающее начало, в то время как монада включает в себя невидимое небо, невидимую землю и свет разума. "В начале, - сказано, - Бог сотворил небо и землю. Земля же была безвидна". И далее: "И сказал Бог: да будет свет. И стал свет". Сотворение же чувственного твердого неба (ведь твердое чувственно воспринимаемо) описано как создание видимой земли и зримого света".
Климент, таким образом, усваивая пифагорейско-платоновский язык, описывает монаду как умопостигаемый прообраз мира и вместилище прообразов (архетипов), идей всего, что в этом мире есть. Именно ее он, по-видимому, именует "началом всех вещей" ("трудно найти начало всех вещей" - 5.81.4) и "областью (chōra) Божией" (5.73.3). Она сама не принадлежит чувственному миру - потому и пришлось добираться до нее, совлекая все чувственные "одежды", чтобы - только сейчас обратил внимание на эротический характер метафорики - "голый ум" встретился с лишенной покровов монадой...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments