gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Климент (как бы в связи с ним): о понимании и передаче мысли другого

Все-таки трудно бывает часто понять, что именно хотел сказать своими словами другой человек. Если он мыслит совсем иначе, чем ты. И причина мне, кажется, ясна. Понять, сделать для себя понятным - это ведь значит присвоить, сделать высказанную мысль такой, которую ты и сам мог подумать. А для этого услышанное или прочитанное переводишь - вольно или невольно, чаще невольно и не отдавая себе в этом отчета - на свой "язык", в свою логику. И, если стоит задача пересказать или перевести, излагаешь не мысль другого, а то, что он должен был бы сказать, если бы мыслил как ты...
В этом отношении крайне интересна ситуация, с которой я как переводчик имею дело, работая с книгой А.Шуфрина о Клименте. Климент понимал - ему это нужно было для работы - тексты Писания и тексты других авторов (которые в свою очередь понимали Писание и другие тексты). Шуфрин понимал Климента, но и другие тексты, которые он учитывал в своем исследовании - причем как сами по себе, так и в понимании их Климентом. А мне-то, чтобы не схалтурить (да и интересно!) надо все это тоже понимать, во всех опосредованиях. Если учесть языковые и культурные расстояния, всем участникам этих цепочек было, как можно догадаться, нелегко.
Но дело не только в трудностях, но и в различии задач. Главное различие здесь, на мой взгляд, между самостоятельным мыслителем - мыслящим и понимающим, чтобы прийти к истине, к тому, что имеет место на самом деле - и исследователем-интерпретатором-переводчиком. Для первого текст Другого - материал для своей работы (особь статья, пожалуй, тексты Св. Писания - в идеале, но по факту-то мы знаем, что всякий самостоятельный богослов читает их по-своему). Вот, что Шуфрин пишет об отношениях Климента с мыслью предшественников:
"Климент вынужден мыслить в идиомах своего окружения (он «зависит» от него). Но мышление – то, по крайней мере, которое заслуживает этого имени – определяется (как и всякая специфически человеческая деятельность) не столько своим материалом («источниками»), сколько своей целью: тем, ради чего мыслитель мыслит, даже если он сам (как Климент) не формулирует свои цели явно и однозначно".
Задача второго донести мысль Другого без искажений, стать прозрачным для нее, т.е. убить в себе на время работы самостоятельного мыслителя или, по меньшей мере, четко его отличать и при необходимости затыкать ему рот...
А он лезет и лезет...
Subscribe

  • все врут календари....

    Очень интересный и важный раздел предложили мне обдумать для программы "общего высшего": задания на анализ медиаконтента. Как…

  • Что деется?

    Современные средства связи... И распространения бреда. Таня получила от знакомой из Владивостока ссылку на ролик, в котором некто "д-р Леонард…

  • о преимуществах беспомощности

    Вот здесь, отвечая mnemtsev высказал важное для меня.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments