gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

к старой проблеме теодицеи

Вчера в разговоре с одним приятелем я, кажется, нашел довод, точнее, ход аргументации, который мне кажется убедительным. Мой собеседник, именующий себя агностиком, в какой-то момент разговора раскипятился и стал требовать Бога к ответу за творящиеся в мире гнусности. Первым делом он, естественно, вспомнил газовые камеры: "Что Он делал, когда сжигали детей?". И вот я тогда задал ему вопрос: а что, по-твоему, Он должен был сделать, чтобы предотвратить это преступление. Мы, в поисках ответа, довольно быстро пришли к тому, что, скажем, недостаточно было умертвить фюрера в утробе или в младенчестве. У нацистского "эксперимента" слишком много причин, которые надо было бы заранее устранить и предполагаемое коррекционное вмешательство должно было бы затронуть и версальскую политику, и склад немецкого национального характера, и поведение самих евреев, и Мюнхен и т.д. и т.п. Мне пришлось как бы свести в единую формулу известные мне формы божественного участия в нашей жизни. Получилось примерно так:
1) Творец и Вседержитель "держит" мир, гарантируя его природную стабильность (мы можем не бояться, что солнце завтра не взойдет - по крайней мере, до Конца).
2) Он как Промыслитель "стратегически" участвует в истории в целом и в наших личных историях. Это самая, кажется, таинственная составляющая Его участия, поскольку речь идет о влиянии на какие-то важнейшие стороны, но при этом незаметном, скрытом. В этой связи вспомнилась когда-то прочитанная притча из Синайского патерика о "путях Господних", каковые, как известно, неисповедимы. Один монах очень хотел как-то понять их. И ему явился ангел, увлекший монаха в путешествие обещанием просветить на сей счет. По пути ангел совершает странные и даже пугающие поступки (выбрасывает в окно золотое блюдов доме принимавшего их гостеприимца, убивает (!) юного сына другого гостеприимца, а в доме третьего, недавно умершего, зачем-то срочно достраивает стену кирпичной ограды. Монах из смирения долго сдерживается и не Ангел объясняет. Первый принимавший их человек был во всем праведник, но в юности украл это блюдо и ангел очистил его дом от краденого. Мальчик второго пока еще чист и безгрешен, но Всеведущему известно, что в нем зреет убийца; оборвав его земное существование ангел спас и его для вечной жизни, и его жертв для здешней. В третьей ситуации умерший человек оставил богатый клад, который окончательно соблазнит на на непотребную жизнь его легкомысленного сына, и ангел застраивает стеной место клада...
3) Иногда Бог творит зримые чудеса, в педагогических, так сказать, целях. Но, как сказано, ждет чудес и рассчитывает на них "род лукавый и прелюбодейный".
Собеседника моя аргументация не убедила. Он в итоге предложил Богу такую альтернативу: вмешиваться все время и непрерывно, устраняя все, что приносит в мир зло. Мне пришлось указать ему на то, что он тем самым предлагает отказаться от свободы, которой Бог наделил человека. На сем и расстались.
Вообще, мне кажется, споры о вере могут иметь только один смысл: сквозь наслоения недоразумений и расхождений вторичных, производных добраться до исходного расхождения, порождающего все последующие...
Tags: зло, промысел, свобода, спор, теодицея
Subscribe

  • Что за проблему решали эти трое?

    Разумею апостолов Иакова, Иоанна и Павла. Вчерашний семинар в нашем библейском сообществе (читали вторую и третью главы послания ап. Иоанна), как и…

  • Опять про это

    Что-то поднадоело мне это слово - проторелигиозность. Громоздкое и казенное какое-то... Лучше никак не называть - просто: это. ("Веру" не…

  • грустное

    Преследу4ет ощущение неточности - все время не то, не совсем то... в мыслях, в словах, в поступках (неуместность, необязательность, не-насущность)...…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments