Вот эти объявления мы увидели в "Минусинском доме во время экскурсии первого дня:
"Единая Семья" - это тот идеал, к которому заповедано стремиться: обобществленный труд и безденежные отношения.
Это, так сказать, организованные формы моральной рефлексии. А вот пример ее же на уровне товарищеского разговора, свидетелем которого я стал в последнее утро нашего пребывания в общине, когда нас подвозили из Петропавловки в Курагино. Встать пришлось в 4 часа утра, и я спал на переднем сидении между водителем и тем пассажиром из "последователей, который и был главным заказчиком машины. Проснувшись, я прислушался к разговору и уже не заснул. Водитель советовался с "братом"-пассажиром о трудной нравственной ситуации: некий неназванный "брат", с которым у него общие дела все время его подводит - берет что-то нужное на время и не отдает, обещает и не выполняет обещанного и т.п. Как быть? Учитель говорит, что недоверие - очень нехорошее чувство, что это мусор в душе; но как же ему доверять? Что лучше - не иметь с ним дела? Или объясниться и указать ему на то, что так нельзя? "Брат" советовал не торопиться, попытаться выяснить, а как видит эту ситуацию "нарушитель" - одно дело, если он так ведет себя по неопытности и его можно вразумить, другое - если сознательно... Вот такой разговор.
"Подсказки" Виссариона в основном на уровне здравого смысла, вроде упомянутой о недоверии (такая прямо заповедь есть в "Последнем Завете"). В качестве арбитра в житейских делах он выглядит человеком не глупым, не фанатичным, не слишком авторитарным. Скажем, учительнице, спрашивающей не следует ли прогнать с урока девочку, которая пришла накрашенной, отвечает, что не стоит, она ведь пришла учиться, так и учи ее... Некоторые суждения пересказывались критиками так, что существенно искажался смысл. Писали, например, что он поощряет самоубийства. Между тем, заповедь на эту тему звучит так:
"Не осуждай самовольно ушедшего из жизни. Ибо если человек не развивается, то диавол легко может привести его к сему исходу. Человек творит сие, не имея сил противостоять соблазну. Падающий без сил не есть грешник. Грешник тот, кто шел рядом и вовремя не подал руки своей". Можно не соглашаться, но это явно не поощрение самоубийства.
Много обсуждаются темы семьи - "природной семьи", как ее называют от идеала Единой Семьи. "Учитель" учит жен слушаться мужей, но с пониманием относится к тому, что некогда угнетенная женщина перегибает в стремлении взять реванш. Из более экзотического - так называемые "треугольники": если муж полюбил другую женщину, в исключительных случаях и обязательно с согласия жены допускается жизнь втроем. Правда, рассказав нам об этом в самый первый день, Слава прибавил, что на все сорок деревень сейчас есть только три "треугольника". Но Виссарион вообще осуждает ревность как чувство недостойное и советует жене, если ее мужа полюбила другая, не отталкивать ее, позвать в дом, напоить чаем, даже дать возможность рубашку мужу починить...