gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

если бы не было Пушкина...

maratguelman поставил интересный вопрос. Он рассказал про художественный проект Ильи Кабакова: развитие авангарда без «Черного квадрата» Малевича. Кабаков, вроде бы, вообразил два альтернативных направления развития и рисует картины этих направлений. Эта кабаковская идея дала повод maratguelman задуматься о реальных потерях в рядах делателей современного искусства (рано померли, спились, ушли в другие сферы деятельности) и о том, что ими не сделано и как это сказалось на судьбах нового искусства.
Первое, что мне сразу пришло по этому поводу в голову, это радикальное в этом отношении отличие рассматриваемой maratguelman ситуации от ситуации, скажем, в науке, где, не окажись в данной точке развития А, обязательно нашелся бы Б (ну, чуть раньше, чуть позже – об этом, кстати, свидетельствует частота одновременных открытий). Далее я подумал, что и в искусстве не совсем и не всегда так, как это представляют Кабаков с maratguelman. Я даже спросил жену (она музыкант), как бы, по ее мнению, развивалась музыка, не родись Бах. Получается, что в основном так же.
Т.е., конечно, одно-то отличие было бы: не было бы Баха. Так же как физиономия русской поэзии без Пушкина была бы другой и т.п. Гений как личность не заменим. Но в той мере, в какой делание искусства является еще и коллективным предприятием (с неясными, правда, задачами – я писал уже об этом – http://gignomai.livejournal.com/2333.html?mode=reply), вопрос не лишен смысла. Тут суть дела в том, вроде бы, что любая исторически длящаяся деятельность развивается под влиянием двух факторов – внутренней логики и внешнего запроса. Внутреннюю логику развития изучали для литературы, например, русские формалисты, а роль внешних факторов – социологисты. Большинство новаций, изобретений как будто бы все-таки вызваны этими факторами. Ну, скажем, колесо или паровоз. (Не хочу уходить в детали, но интуитивно своего рода предзаданность очевидна, по-моему).
А существуют ли «чистые», не имеющие предпосылок, новации? И что, собственно, эта чистота значит?
Вот, скажем, тот же темперированный строй в музыке. Таня (жена) объяснила мне, что натуральный строй принадлежит космическому порядку, ему «небесные сферы резонируют», но зато темперация открыла богатейшие возможности для самовыражения. Чем не аналог грехопадению? А такая «новация», как грехопадение какими «факторами» вызвана? У-у-у, в какие бездны придется заглядывать…
Во всяком случае, самосознание авангарда, кажется, именно таково: альтернативное (Божественному) творчество ex nihilo (почитайте теоретические тексты хоть того же Малевича); и в рамках такого самосознания вопросы и фантазии Кабакова и maratguelman осмысленны.
А кстати, как с философией? По некоторым линиям развития преемственность очевидна, но, может быть, есть «выламывающиеся» фигуры? И ломающие, выворачивающие в непредвидимое весь ход развития? Кто, если есть?
Tags: /rechi_k_bogu, /sadovnica, Кабаков, Малевич, авангард, грехопадение, искусство, творчество
Subscribe

  • Господи, помилуй

    pavel_g_m все цитирует сочувственно о. Вяч. Рубского, на этот раз об устаревшей идее греха, о ненужности молитв о прощении и о…

  • Два папы

    Продолжая понемногу вычерпывать список рекомендованных мне к просмотру фильмов, посмотрели вчера «Два папы» (от alexandrg). С…

  • (no subject)

    Насъ было четыре сестры, четыре сестры насъ было, всѣ мы четыре любили, но всѣ имѣли разныя «потому что»: одна любила, потому что такъ…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Господи, помилуй

    pavel_g_m все цитирует сочувственно о. Вяч. Рубского, на этот раз об устаревшей идее греха, о ненужности молитв о прощении и о…

  • Два папы

    Продолжая понемногу вычерпывать список рекомендованных мне к просмотру фильмов, посмотрели вчера «Два папы» (от alexandrg). С…

  • (no subject)

    Насъ было четыре сестры, четыре сестры насъ было, всѣ мы четыре любили, но всѣ имѣли разныя «потому что»: одна любила, потому что такъ…