gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

сибирская экспедиция 12 (Виссарион 1): что это? где это? с какой стороны смотреть?

Ну вот, я подошел к тому, что сам считаю ярчайшим впечатлением поездки, к трехдневному пребыванию в селах, где живут виссарионовцы. Я еще будучи там стал думать, как лучше об этом рассказать. Трудность та, что (1) мои собственные впечатления и суждения неоднозначны и (2) рассказывая (уже есть опыт), сразу сталкиваешься с готовым уже и весьма жестким представлением, сквозь которое все воспринимается. В результате я решил двигаться как бы от внешнего к внутреннему. При всей неочевидности смысла этой оппозиции можно, я думаю, условно географию, природные условия, экономику, внешние стороны быта и демографию отнести к самому внешнему слою, социальные отношения и мораль - к среднему, а вероучение и то, что ближайшим образом его выражает - к внутреннему. Попробуйте поэтому на время отвлечься от того, что речь идет о религиозной общине с весьма экзотической доктриной, и послушать рассказ о людях, которым не нравится, как живут в остальной России, и которые съехались в малонаселенное место, чтобы устроиться там по-своему. Своего рода "эпохэ".
Для меня такое восприятие было вполне естественным, поскольку "великого сектоведа" Дворкина я про них не читал (и слава Богу, сейчас посмотрел: сплетни и скороспелые, злобные обобщения) и смотрел и слушал вполне непредвзято.
Оборотная сторона этой ситуации: не задал некоторых "острых" вопросов. А на вопросы, надо сказать, там все отвечают очень охотно. И "спрашивай - отвечаем" началось уже в машине, на которой нас везли в Черемшанку.
Итак, сев на курагинский автобус в Минусинске, мы позвонили "принимающей стороне", Вяч. Лопатину, когторый и приехал за нами в Курагино на своем стареньком, подаренном отцом жигуленке.
В Черемшанке он живет в избе, купленной шесть лет тому назад (приезжая к Тане на семинар, он еще не был виссарионовцем), с женой Ирой, двумя дочерьми и двумя сыновьями от первых браков каждого и трехлетним общим Севой. Слава и Ира - учителя, причем Слава - основатель и директор виссарионовской школы в Черемшанке (есть и гоударственная). Школу он и создал, сначала в собственном доме, а потом получил для этого прекрасное трехэтажное деревянное здание... Вот уже и начинаются всякие чудеса. Здание принадлежало бывшему зам. министра путей сообщения Белоруссии, который, уверовав, перехал сюда жить и привез с собой состав всякого скарба, включая этот разобранный на бревна дом. Собрал его, а потом сказал, что для него он велик, построил невдалеке избу, а этот отдал под школу. Это вообще одна из любимых тем рассказов виссарионовцев и о них: всякая "знать", бросившая успешную жизнь "в миру" (их выражение) и прехавшая сюда. ТВ рассказало всем о об эстрадной певице Владимирской (во время нашего пребывания она гастролировала, она этого не бросает). Показывая нам деревню, Слава как-то указал рукой на пастуха - сына президента Гагаузии (это "непризнанная республика" на юге Молдавии). По привычке к знати относят и иностранцев - показывают "немецкий дом", где какие-то немцы навсегда осели; "китайский дом", живущие в нем китайцы, правда, давно обрусевшие, но домик построили в китайском стиле, с загнутыми вверх углами крыши.
Объективка (со слов Славы, но в интернете цифры близкие и без ссылки на надежные источники): ок. сорока деревень и примерно 7 тыс. человек в Красноярском крае. Мы два дня ночевали в Черемшанке, у Славы с Ирой, третью ночь - в Петропавловке, второй, как бы "светской" столицы Виссарионии. В совсем прежде ненаселенном месте, на оз. Тиберкуль, находится "город Солнца", где живет элита общины, а невдалеке, выше в горах - "Небесная Обитель", жилище самого Виссариона.
Почему они поселились именно здесь, стало ясно уже по пути в Черемшанку. Восторг перед сибирской природой, не оставлявший нас все время путешествия, здесь достиг апогея. Вот фотки, снятые в дороге:











Вечером дня приезда Слава свозил нас в Петропавловку, показал тамошнюю церковь (об этом потом) и "Минусинский дом", двухэтажный деревянный дом, где первоначальная "Семья" жила в Минусинске; его перевезли сюда и он стал местом собраний и т.п. Экстерьер Дома оказался не снятым (опять-таки, наверно, видео перехватило инициативу), но вот пару фоток внутри. На стене, как и во всех общественных зданиях, картины Виссариона; здесь очень гордятся тем, что "Учитель" - художник, причем получивший премии на выставках; сейчас его картины почти все время "гастролируют". Пишет он, стараясь подражать (и довольно успешно) старым реалистам: натюрморты с полуочищенным лимоном и иллюзионистски прописанной фактурой, пейзажи, портреты... И его портрет, один и тот же. Очевидно, что внешность Виссариона - один из мощных факторов его обаяния, для женщин в особенности, хотя на мой вкус, уж больно "сладостен", как на лубочных иконах Спасителя...





Неслучайно и пианино на втором фото, гда наши со Славой спины, этот предмет здесь нередок не только в общественных зданиях, но и в частных домах. Народ-то в основном - приезжая гуманитарная интеллигенция. Да и - позже я об этом скажу подробней - искусство, музыка занимают в их жизни, особенно в воспитании детей место большое...
Детей - очень много. По три-четыре ребенка в семье - норма. Дети выглядят здоровыми и веселыми. Это, кстати, важный пункт, на который стараются обратить ваше внимание. Дело в том, что "последователи" (так Слава в разговоре называл членов общины) - строгие вегетарианцы, и первоначальная враждебность к ним местных была, в частности, связана с тем, что они детей мяса лишают. "Вон, посмотрите, каковы наши вегетарианцы!" - говорил нам наш хозяин, показывая на загорелых и крепко сбитых своих учеников, прыгающих с камня в холодную воду р. Кизыр.
Сейчас отношения с аборигенами вроде бы вполне мирные. Сами виссарионовцы утверждают, что они спасли этот регион от полного обезлюдения - народ разбегался, оставшиеся спивались. Сейчас, говорят они, и местные не торопятся уезжать, жизнь здесь налаживается. Хотя быт местных и виссарионовцев попрежнему сильно отличается и, догадываетесь, наверно, в чью пользу - достаточно сравнить туалеты (обычные, деревенского типа). В государственном магазине продают то же, что и по всей стране, в виссарионовском отсутствуют алкоголь, курево и мясорыбное.
С гордостью сообщают, что нынешний глава муниципалитета - "последователь". Глава региона очень благорасположен. И даже губернатор Хлопонин лично приезжал, беседовал с "Учителем" и уехал вполне довольный увиденным (за что, говорят, в СМИ его осуждали как потаковщика сектантам). В "Последнем Завете" (о нем позже) я, кстати, прочел, что первый из официальных чиновников, без враждебности отнесшийся к нарождавшейся тогда только общине, был представитель президента по Сибири; он дал им несколько практических советов о том, как ладить с государством и окружающим населением, которым они и последовали. Ну, ведь ясно же, что у властей нет причины быть ими недовольными. Они законопослушны, платят налоги, здесь нет преступности (милиция только охраняет их праздники - на случай инцидентов, которые могут затеять гости со стороны, вход-то свободный). Я спросил про службу в армии - служат, на альтернативной службе, в основном строителями.
Ну вот, самое время о занятиях и вообще хозяйственной жизни. В следующем постинге.
Subscribe

  • (no subject)

    Как нге процитировать? В окна Совета пахло навозной сыростью и теплом пахотной земли; этот старинный воздух деревни напоминал о покое и…

  • абстрактное и конкретное, конкретное переживание абстрактного

    Из письма логику и математику, моему постоянному собеседнику и корреспонденту: Для меня главная тема сейчас - абстракция. И ее противоположность -…

  • Рыцарь Копенкин

    Перечитываем в очередной раз "Чевенгур". И вот что я вам скажу: я, как читатель, наибольшую радость получаю от общения со Степаном Копенкиным.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments