gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

П. и А. под микроскопом и в телескоп

Продолжаю понемногу читать «Квалитативизм Аристотеля» Визгина.
Аристотель – эмпирик, он предпочитает мыслить «от природы» (φυσικîς), а не чисто умозрительно (λογικîς) – как Платон. В чем проявляется разница этих подходов? Платон сразу идет к мыслимому основанию – идеи, числа, единое… Аристотель наблюдая, прежде всего, различает. Отсюда его «квалитативизм», которому посвящена книга Визгина: различие сначала всегда выступает как качественное различие, ведь для того, чтобы истолковать его как различие количественное, нужно еще опознать то единое свойство, разные степени проявления которого суть различаемые.
Это – в одном познавательном акте, «под микроскопом».
А если попытаться взглянуть как бы «в телескоп» на то, куда указывают эти два подхода и как они проявляются в истории, «картографировать» намечаемые ими пути – вчерне, конечно, навскидку?
Тут еще было одно впечатление, неожиданным образом связавшее в уме, казалось бы, «далековатые» вещи: разговор с антропософом. Поясню: антропософы – гетеанцы, а Гёте – аристотелик. В разговоре речь зашла о концепции зла у Гёте – как необходимого в экономии мира (помните слова, которые о себе говорит Мефистофель: «Часть силы той, что без числа творит добро всему желая зла»?). А как это связано с Аристотелем показывает физика Аристотеля (по Визгину). Если Платон – монист, то Аристотель удерживает в своей физике принцип противоположностей, для него легкое не недостаток тяжести, а такое же сущностное качество, как и тяжелое. И они соединяются, борются и уравновешиваются в вещах (здесь Аристотель ближе к мифологическому мышлению, для которого качества персонифицированы).
(В физике аристотелизм Гёте проявился в его теории цвета. А так в истории естествознания двигателем сначала как будто бы был аристотелевский эмпиризм, но уже у Галилея, Ньютона, Лапласа «платоническое число» стало главенствовать над наблюдаемым, а уж позднее… Разве что в общей теории относительности отчасти воскресает качественное видение пространства, близко к аристотелевскому).
Я не знаю концепции зла у Аристотеля, но ясно, вроде бы, что эта схема вполне приложима к взаимоотношениям добра и зла в экономии реальности.
Но тогда можно предложить такую черновую «карту военных действий» между основными духовными тенденциями.
На одном полюсе – монизм, наиболее полно представленный платониками. Это, вроде бы ясно, особенно у Плотина: все из единицы, единого. Единому ничего не противостоит. Платоновская материя меонична, ее, в сущности, нет.
На противоположном – дуализм манихейского типа, где благому началу реальности противостоит злое, независимое от первого по происхождению, самостоятельное во всех смыслах.
Между ними – то направление, которое можно связать с Аристотелем: зло реально не менее добра, оно равноправная составляющая мироустройства. С некоторой осторожностью это направление можно назвать гностическим – с осторожностью, потому что реальный гностицизм и сам был конгломератом очень разного, и позднейшие толкователи путали его с чистым дуализмом. А разница в том, что здесь зло происходит из добра, оно в креационистских терминах сотворено Богом и используется им в Свомх целях (в том же «Фаусте» Бог говорит Мефистофелю: «таким, как ты, я никогда не враг»), без него не может быть и добро…
А вот в этом контексте, на этой «карте» абсолютно уникальным и даже эстетически превосходнейшим выглядит христианский взгляд. Бог не сотворил зла. Оно не нужно. Но – в отличие от платонического монизма – оно и не совсем ничтожно. Потому что не ничтожна (ничтожна только в сравнении с Творцом) тварь, обладающая свободой и располагающая отнюдь не призрачной материей и заемными энергиями и могущая, располагая всем этим, противостоять своему Творцу. Зла в конечном счете нет, оно не самостоятельно, но злые (т.е. взявшие на себя представительство от зла) есть…
Tags: Аристотель, Гете, Платон, антропософия, дуализм, монизм
Subscribe

  • Фихте о Лейбнице

    «Лейбниц мог быть убежденным, ибо, будучи правильно понят — он прав, а почему бы ему не понимать самого себя правильно? Если величайшая легкость и…

  • К недавним спорам

    В записях своих Таня обнаружила стих — вроде бы мой: «Суть выкрав из ограды Рая, МузЫка трудится, играя».

  • В этот день 17 лет назад

    Этот пост был опубликован 17 лет назад! Воспроизвожу ради очень мне и сейчас близкой мысли о необходимости эстетический истории России — включая, и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Фихте о Лейбнице

    «Лейбниц мог быть убежденным, ибо, будучи правильно понят — он прав, а почему бы ему не понимать самого себя правильно? Если величайшая легкость и…

  • К недавним спорам

    В записях своих Таня обнаружила стих — вроде бы мой: «Суть выкрав из ограды Рая, МузЫка трудится, играя».

  • В этот день 17 лет назад

    Этот пост был опубликован 17 лет назад! Воспроизвожу ради очень мне и сейчас близкой мысли о необходимости эстетический истории России — включая, и…