gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

еще немного: об чем говорить?

И все-таки… Осмысленно ли обсуждение догматических оснований, если установка верующего человека – быть безусловно верным («символ веры», кредо, верую…) своим основаниям, не их поверять, а ИМИ поверять все остальное? В том разговоре, из которого выросла моя предыдущая на эту тему запись, мысль собеседника была та, что смысл – в уяснении – уточнении и углублении – собственных оснований через уяснение оснований оппонента. Но КУДА углублять? «Предметное» содержание догмата не дает, по-моему, особого простора для углубления. Или я ошибаюсь?
Но вот что еще мне пришло на ум. Есть еще как бы человеческое, антропологическое, экзистенциальное, деятельностное содержание догмата. Я пишу все это через запятую, поскольку хочу указать на некое не вполне определившееся для меня направление думанья.
Так вот. Речь о том, ЧТО из догмата проистекает для жизни, индивидуальной (включая и смерть, конечно) и общественной. Только это не нужно понимать в смысле сведения содержания веры к нравственности и т.п. Не так. Суть, вроде бы, в том, что в силу важности для Бога судьбы человека различия в понимании этой судьбы, индивидуальной и исторической, не менее важны, чем собственно богословские различия.
Если это принять, то диалог об основаниях с этой стороны и надо начинать, поскольку здесь он возможен на более или менее общем языке и, вообще, выглядит как-то уместней что ли… А куда такой диалог приведет, можно и не загадывать.
Кстати, выходила такая книга лет десять тому назад, где-то она у меня есть – «Совершенный человек», где были статьи о православных, иудейских, буддийских и др. образах человеческого совершенства. Замысел, по-моему, в точку, но исполнение, помню, меня несколько разочаровало. Надо бы снова взглянуть.
Subscribe

  • мамы всякие нужны... почти

    Такое впечатление, что обсуждающие вопрос о "вере и делах" под "делами" понимают только аскезу для укрощения плоти, ну может…

  • о 24-й проблеме Аристотеля

    Завис на пару дней над парадоксом концентрических колес. История эта начинается с Аристотеля. В его (или приписываемых ему) " Механических…

  • Методология в помощь богословию

    В продолжение поста об идолопоклонстве. В мыследеятельностной методологии различаются два вида работы - онтологическая и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • мамы всякие нужны... почти

    Такое впечатление, что обсуждающие вопрос о "вере и делах" под "делами" понимают только аскезу для укрощения плоти, ну может…

  • о 24-й проблеме Аристотеля

    Завис на пару дней над парадоксом концентрических колес. История эта начинается с Аристотеля. В его (или приписываемых ему) " Механических…

  • Методология в помощь богословию

    В продолжение поста об идолопоклонстве. В мыследеятельностной методологии различаются два вида работы - онтологическая и…