gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

один круг прошли, заходим на второй

Майский эпистолярный диалог после некоторого перерыва продолжился:

А.П.:
… если неплохо получается, то пришли итог твоих обсуждений, и я к нему отнесусь в свете своей враждебной позиции.
В.Р.:
Хорошо, посылаю. Но предупреждаю: это не будет то, чего ты, видимо, ждешь – изложения ясной и законченной позиции. Ее так и нет, но есть движение уяснения и открывающиеся перспективы продолжения думанья.

Закончился первый круг обсуждения. Предметные результаты пока что невелики, назначение этого первого круга было организационно-методологическое: предложить определенный подход к обсуждению и определить круг возможных его участников.
Подход я уже излагал. Коротко повторю: он состоит в том, чтобы не застревать на оценках непосредственно сейчас происходящего – войны на Украине, – а обратиться к более широким контекстам – историческим, с одной стороны, и геополитическим, геоэкономическим, в общем, глобальным, с другой, т.е. тем контексты, в которых могут быть отысканы причины происходящих событий. Только при таком подходе в обсуждении могут участвовать представители противоположных позиций, вплоть до самых непримиримых, и участвовать «без гнева и пристрастия», ради понимания. Для меня эта цель – понимать – не требует обоснования.
Правда, с некоторыми из вступивших в разговор он зашел в тупик и, видимо, обсуждение бесперспективно.
Это, во-первых, те, кому изначально и безоговорочно ясно, что Россия совершает преступную агрессию и для кого всякий поиск причин происходящего (кроме безумной воли инициатора) есть соучастие в преступлении. Позиция – понятная, проистекающая, поверим, из острого сострадания жертвам и вполне естественной, хотя, на мой взгляд, несколько инфантильной ярости в адрес ближайшего виновника.  Инфантильной, потому что непосредственная, без размышления реакция на беду может быть только такой: помогать страдающим, все остальное, включая обвинения, требует мысли и не всегда возможно тотчас.
Во-вторых, это те из сторонников России, которые жаждут не меньшего, чем полного уничтожения Украины (а в самых радикальных вариантах и «чумного» Запада). Для этих такого рода затеи, как моя, в лучшем случае бесполезны («им же не втолкуешь ничего»), а в худшем – пособничество врагу, мельтешение под ногами…

Ниже – вынесенное из первого круга обсуждения; вперемешку – фиксация чужих позиций в их проясненности и некоторые мои, уточнившиеся суждения.

Я уже делился своим ощущением от происходящего: гражданская война. Попробую его обосновать.
Гражданская – двух смыслах, на двух уровнях.
В ближайшем смысле – между расколовшимися, разошедшимися частями того, что исторически есть один народ. Так стороны конфликта и воспринимаются, если смотреть не формально, а по существу.
Для меня это как-то совсем прояснилось в одном вчерашнем разговоре. Как мы воспринимаем друг друга во всякой встрече, не важно, дружеской или враждебной? Ведь никогда не локально, не такими, какие мы суть в самый момент этой встречи, а вместе со всем, что мы друг о друге помним, знаем, чего друг от друга ожидаем. Размазанно – по времени и по другим измерениям.
Так ведь то же, если не в большей мере, происходит во взаимовосприятии стран и народов, тем более тесно исторически связанных. Какая там «не Россия», если все в истории сплетено и перемешано, если украинские выходцы толпились у трона всех российских самодержцев, а при советах составляли до половины политбюро компартии. Если Россию до сих пор попрекают еврейскими погромами, которые все почти были на Украине (самый страшный еще дальше, в Кишиневе). Если «старшина Ващенко» стал поистине нарицательной фигурой в портрете советской армии. Притом, вроде бы, достаточно хорошо изучен процесс искусственного, ради политических, в разные времена разных целей, формирования «украинства»… См. книжку Николая Ульянова (не Ленина!) «Происхождение украинского сепаратизма».
Конечно, проще подойти формально: «я думала, что гражданская война – это когда между собой воюют граждане одной страны, а не когда одна страна нападает на другую» (реплика на мой пост в фб). Для чего-то такой формальный взгляд, наверно, нужен, но не для понимания. Да, при взгляде по существу, всегда многомерном, предмет неимоверно усложняется. Но иначе нельзя – все эти факторы участвуют
Другой смысл «гражданской войны» появляется, если на всех нас посмотреть как на граждан мира или, уже, христианского, или когда-то бывшего христианским, мира. Линии фронта и в этом случае непространственные и подвижные. Впрочем, в моменты обострения, как сейчас, усиливается и пространственное размежевание – люди переезжают «на свою сторону». Термин «прокси-война» как раз и обозначает собственно гражданскую войну внутри более широкой. Всей этой путанице способствует гибридный характер войны, возможность участия в ней в скрытых или превращенных формах.

Целостный, системный взгляд требует, как мне напомнил meixon, выделения системообразующего процесса. Здесь в качестве такового выступает динамика борьбы за гегемонию (однополярность) и противодействия ей (многополярность). Собственно, многополярность – это естественная форма сосуществования разных. Интерес потому представляет обоснование преимуществ однополярного мира. «Однополярный – мир ограниченного суверенитета государств. Я – за однополярный мир единых стандартов жизнеустройства людей». Это – Григорий Каковкин в фб, в комменте к моему посту. А тут вот
политолог Илларионов упрекает американского президента в неисполнении роли «мирового полицейского» (когда-то в древнем XIX-м так изображали русское самодержавие).
И обоснование прав на исполнение полицейских функций тоже находится: права индивида имеют безусловное преимущество перед правами сообществ (pashka_amerikan в жж). Значит, суверенитет сообществ, которые эти права у себя нарушают, можно и нужно ограничить.
Не согласен я с этим. Формула моего возражения такова: каждая страна имеет право прожить свою историю – как бы трудна и трагична она ни была. Интервенцией тут дело не решить, и мы знаем, что получается в их результате.
Что-то может пояснить аналогия с вмешательством в дела семьи, где по мнению «полицейского» (органов опеки) неблагополучно. На моих глазах разворачивалась драма молодой семьи, которая от опасности, что у них заберут ребенка, сбежала из Москвы в Переяславль. А почему грозились отобрать? Во-первых, бедные, обеспечат ли здоровым питанием и т.д. Во-вторых, не имея денег на детскую кроватку укладывали дитя спать в бельевую корзину.
Да, конечно, могут быть такие случаи, когда вмешательство необходимо – криминальные, за гранью того, с чем можно мириться. Эксклюзивные. Но альтернативой абсолютному невмешательству не может быть система внешнего контроля, разрушающего семью.
Так то же и со странами. У цитированной выше реплики Каковкина в фб там есть продолжение:
«Многополярный мир – это мир, где власть определяет сама, может лди она есть людей, жарить их на войнах или гноить в тюрьмах. Она суверенна. ХХ век России, 12 лет Германии, десятилетия Пол Пота, КЕадаффи показали…». И как это ты, Гриша, умудряешься всех через запятую…?

Есть еще один любопытный взгляд, по которому и нет никакой однополярности, никаких полицейских функций. Вообще ничего нет целенаправленного со стороны Запада. В рекомендованной мне для прослушивания беседе Алексея Арестовича с Павлом Щелиным, озаглавленной ими "Цивилизация правды" собеседники, похохатывая, удивляются необоснованным страхам российских политиков перед НАТО, за продвижением которого на восток нет никаких целей, само так получается у «розовых наивных детей»…
Но Арестович – это особая статья. С ним надо разбираться. Разведчик, оккультист (выученик Авессалома Подводного), возможно, иезуит (вел семинары по «Духовным упражнениям» Лойолы, а теперь вот украинский генерал информационной войны. Бойко рассуждает о Канте и квантовой физике. В еще одной беседе (с Гарри Каспаровым) с не менее крутым названием "Новое цивилизационное предложение для мира": «возможно, только я и Путин видим существо происходящего»…
А кстати, Верочка Вы же не могли выкинуть из памяти пьесу Е.Л.Ш. «Русское море». Как, думаете, мог бы Е.Л. отнестись к Украине, которая «не Россия»?
Tags: Россия, Украина, война, глобализация
Subscribe

  • Лейбниц о рождении и смерти

    Но раз у животных есть души, то об их душах следует сказать то же, что можно сказать, вероятно, и о самих животных, а именно: что они уже были…

  • (no subject)

    Почитал жизнеописание свт. Николая Японского и его дневники. Необыкновенно привлекательная личность. Не буду пересказывать — о нем довольно…

  • (no subject)

    Молиться надо, где только есть возможность: в церкви, в поле, дома, стоя, сидя, лежа, в ходьбе, за работой. Как можешь, так и молись. Только молитва…

  • Два взгляда

    Спиноза пишет: «... посредством того, что любви не вызывает, никогда не возникнут раздоры, не будет никакой печали, если оно погибнет, никакой…

  • Мейясу читает Бергсона, чтобы понять Делёза (4)

    Это - конец. Я доволен, что довел до конца этот перевод. Во-первых, очннь интересно было справляться с языком, очень причудливым. Во-вторых, это…

  • (no subject)

    Умер Олег Игоревич Генисаретский.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Лейбниц о рождении и смерти

    Но раз у животных есть души, то об их душах следует сказать то же, что можно сказать, вероятно, и о самих животных, а именно: что они уже были…

  • (no subject)

    Почитал жизнеописание свт. Николая Японского и его дневники. Необыкновенно привлекательная личность. Не буду пересказывать — о нем довольно…

  • (no subject)

    Молиться надо, где только есть возможность: в церкви, в поле, дома, стоя, сидя, лежа, в ходьбе, за работой. Как можешь, так и молись. Только молитва…

  • Два взгляда

    Спиноза пишет: «... посредством того, что любви не вызывает, никогда не возникнут раздоры, не будет никакой печали, если оно погибнет, никакой…

  • Мейясу читает Бергсона, чтобы понять Делёза (4)

    Это - конец. Я доволен, что довел до конца этот перевод. Во-первых, очннь интересно было справляться с языком, очень причудливым. Во-вторых, это…

  • (no subject)

    Умер Олег Игоревич Генисаретский.