?

Log in

No account? Create an account
старый гляжу

gignomai


Журнал Владимира Рокитянского


Previous Entry Share Flag Next Entry
Климент 17: цель человека - Бог
старый гляжу
gignomai
Второй эпиграф – из св. Иринея Лионского (Против ересей 4.38.3). В переводе прот. П.Преображенского он звучит так:
Человек же постепенно преуспевает и восходит к совершенству, т.е. приближается к Несозданному, ибо Несозданный совершен, а таков есть Бог.
В исправленном же виде вот как:
Человек же постепенно продвигается и восходит к совершенству, т.е. приближается к Несозданному, ибо завершением {или: конечной целью} является Несозданный, а таков есть Бог.
Тут фишка в том, что по-гречески (как, впрочем, и по-русски) «совершенство», teleion, того же корня, что и «завершение» («конец», «цель») – telos. Преображенский, признав общность корня за синонимию, придал утверждению тот смысл, что к чему, мол, и восходить совершенствующемуся как не к Совершенному по преимуществу. В исправленном переводе смысл резче и определеннее: смысл обОжения.
Этот оттенок важен не только ради точности, но и для смысла главы в целом. 


  • 1
То есть еще и получается - совершенство - в Непроявленном? Я понимаю так, что Несозданный - это непроявленный... Таки тогда понятна та же практика молчалничества - затвора...

Ну, прямой смысл здесь тот, что Несозданный - это Творец, Создатель, в отличие от нас, созданных. Но Вы правы, Он и непроявлен в том смысле, что для нашего ума непостижим. И молчание о Нем, о Его сути - верное слово о Несозданном.

Кто же автор этих слов - Ириней или это цитата?

Ириней. См. http://khazarzar.skeptik.net/books/irenaeus/ah/
А почему сомнение? Ириней ведь автор слов: "Бог стал человеком, чтобы человек стал богом".

Просто не знал, кто автор, у Иринея много цитат.
Мне кажется, это важная тема: от этого же корня греческое слово для понятия посвящения в мистерии, ср.: "...посвященных божественный апостол Павел называет совершенными, говоря: "Итак, кто из нас совершенен, так должен мыслить" (Флп. 3, 15) //Комментарий Максима Исповедника к "О небесной иерархии, 1, 3).
От этого же корня "энтелехия" Аристотеля.

Да-да, это - важнейший корень...
Вся эта глава книги и посвящена пониманию телоса Климентом (в основе своей восходящему к Аристотелю).

  • 1