gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Климент 17: цель человека - Бог

Второй эпиграф – из св. Иринея Лионского (Против ересей 4.38.3). В переводе прот. П.Преображенского он звучит так:
Человек же постепенно преуспевает и восходит к совершенству, т.е. приближается к Несозданному, ибо Несозданный совершен, а таков есть Бог.
В исправленном же виде вот как:
Человек же постепенно продвигается и восходит к совершенству, т.е. приближается к Несозданному, ибо завершением {или: конечной целью} является Несозданный, а таков есть Бог.
Тут фишка в том, что по-гречески (как, впрочем, и по-русски) «совершенство», teleion, того же корня, что и «завершение» («конец», «цель») – telos. Преображенский, признав общность корня за синонимию, придал утверждению тот смысл, что к чему, мол, и восходить совершенствующемуся как не к Совершенному по преимуществу. В исправленном переводе смысл резче и определеннее: смысл обОжения.
Этот оттенок важен не только ради точности, но и для смысла главы в целом. 
Tags: Бог, Климент Александрийский, цель
Subscribe

  • Из одного обсуждения

    ГП: "Обрати­те внимание! У меня есть по сравнению с остальными преиму­щество. Вы знаете, что такое логика. А я – нет. Поэтому я…

  • Не забывайте передумывать то, что подумали

    Из введения к учебнику логики "для гимназий и самообразования" одесского психолога и философа Николая Николаевича Ланге (1858-1921):…

  • торжество диамата

    В связи с чтением диплома ГП решил освежить свои представления о том, что такое диамат. Почитал, в частности, Сталина «О диалектическом и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments