gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

А я продолжаю своё

Кто как, а я продолжаю делать то, что я (самонадеянно) считаю тем, что я умею: думать. Не всегда успешно, но настырно, не давая себе передышки. Простите, если этим раздражаю.
Свой пост-диалог я, в манере, неоднократно опробованной в этом журнале, рассматривал как площадку, где могут со вниманием друг к другу поговорить стоящие на непримиримых позициях – не ради компромисса, как (дай им Бог чего-то достичь для облегчения людских страданий) переговариваются где-то около Гомеля, а для прояснения оснований – философская задача. Обсуждение, однако, показало, что эта приоткрытая возможность практически не была замечена, все свелось к зеркальным обвинениям.
Поэтому сам сделаю следующий шаг.

Моя мысль нащупала три базовых вопроса-антиномии, определяющие непримиримое разделение.

1. Существует ли такая историко-онтологическая реальность, как страна, воплощенная отчасти в народе, отчасти в государстве и идущая своим, особым путем? Один ответ: в отведенный Промыслом период исторического бытия страна есть и идет своим путем. Индивиду нужно быть не только просто самим собой и принимать на себя ответственность не только за семью и свое личное дело, но и за это целое, страну, участвовать. Другой: страны, государства, даже народы появляются и умирают («исчезоша аки обры» и другие "народы, царства и цари"), а значит, это уже выбор каждого, можно и не связывать свое самоопределение со страной. Мой ответ – первый, а у «проклинающих» явно сквозит второе, иногда подтекстом, а иногда явно, как вот в этом размышлении философа:
«Когда Россия стала больна? Давно. И правда то, что многие из умнейших и талантливейших ее детей предпочли в свое время, вместо того чтобы искать лекарство от ее болезни, усугублять болезнь или даже объявлять ее здоровьем. Философия, всеми народами принятая как форма поиска всеобщей истины, у нас превратилась в самовосхваление, ее единственным и достойнейшим предметом было признано бесконечное размышление о некоем "особом пути" нас как народа, как страны, как характера. Более двух веков уже мы похожи на ребенка в нарциссической стадии развития - думаем только о себе, любуемся собой, подменяем собой все, что действительно трудно для мысли и воли»
Он прав по факту: это ведь старый спор славянофилов и западников…

2. С первым вопросом связан и второй: что первее, что ради чего – индивид, его благополучие, или целое страны и народа, «я» или «мы»? Тоже вопрос не новый: «Медный всадник», Евгений и Петр-государство. «Миру погибнуть или мне чаю не пить?». Тут сложнее определяться, есть ведь что-то, что выше и индивида, и страны-народа, но прямая ли связь с этим Высшим индивида или через народ, как в Ветхом завете. Вроде бы, христианство «перевело стрелки» на личную связь, но… Не торопился бы с выводом, надо додумать.

3. Еще один вопрос: о верховенстве права и святости договоров. Война всегда – разрушение прежде существовавшей правовой ситуации. Как и революция. Право на них подразумевает признание чего-то высшего, что служит источником самого права и основанием его изменения. Невозможно сомневаться, что в «нормальной» ситуации законность должна соблюдаться (dura lex sed lex), но бывают ситуации ненормальные, кризисные…

Вот в этом нужно прежде всего самоопределяться. Все остальное, оценка фактов и факторов, будет зависеть от этого: меняется зоркость к тому или сему. Посмотрите в этих альтернативных перспективах на все переломные точки новейшей истории - последние события, Майдан, Крым и далее, до Беловежских соглашенийи даже раньше...
Tags: Россия, Украина, история
Subscribe

  • не только, но и

    Аристотель замечает («О памяти»), что мы не только помним что-то, воспоминание сопровождается ощущением, что это было в прошлом. Что, по-моему,…

  • Из шкатулки "Кант": рождение нового

    «Круговое (как и всякое криволинейное) движение есть непрерывное изменение прямолинейного движения, и, так как это последнее само есть непрерывное…

  • к "Русскому невероятному"

    Как и обещал расскажу. Сначала небольшое вступление: почему мы туда пошли? Это само по себе из ряда вон. Давно никуда не ходим, в основном на даче,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments

  • не только, но и

    Аристотель замечает («О памяти»), что мы не только помним что-то, воспоминание сопровождается ощущением, что это было в прошлом. Что, по-моему,…

  • Из шкатулки "Кант": рождение нового

    «Круговое (как и всякое криволинейное) движение есть непрерывное изменение прямолинейного движения, и, так как это последнее само есть непрерывное…

  • к "Русскому невероятному"

    Как и обещал расскажу. Сначала небольшое вступление: почему мы туда пошли? Это само по себе из ряда вон. Давно никуда не ходим, в основном на даче,…