gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:
  • Location:

не по тропосу и не по естеству

Только что вышедший перевод 1-го постнического слова Исаака Сирина - мар Исхака с горы Матут в Хузистане, впервые сделанный А.В.Муравьевым с сирийского, принес нечто мне ценное.
Цитирую параграф 35:
Духовное единение [с Богом] есть постоянное памятование [о Нем], которое ровно рдеет в сердце пламенной любовью. От постоянства в преследовании заповедей сердце получает способность к соединению [с Богом] не образно, но и не по естеству*. Ибо в нем (сердце) находится устройство для душевного зрения, которое может естественно опираться на сердце. Поэтому оно (сердце) приходит в смятение при подавлении двояких чувств, плотских и душевных.
Есть еще важное примечание переводчика к месту, помеченному звездочкой:
В основе этой антиномии Х - Y (тут 2 сирийских слова) лежит идея о двух модусах бытия: тропологическом и физическом. Обожение совершается не благодаря физическому перерождению, но его нельзя считать и символом, облеченным в фигуру речи.
В славянском и русском переводах, эта категориальная оппозиция "фисис - тропос", "природа - образ" отсутствует - там природе противопоставляется "потребьство" (нужда) и "насилие природе".
А.В.Муравьев подтвердил, что в тексте речь идет о чем-то третьем сравнительно с природой и тропосом, который, мне кажется, следует тут понимать не как "символ, облеченный в фигуру речи", а как "тропос юпарксеос", "образ, или способ, существования".
Но, если так, то это позволяет вернуться к вопросу о том, что произошло и может произойти с человеком в двух ключевых точках - грехопадения и обожения. Когда-то, когда я пытался ставить этот вопрос, сведущие люди отвечали мне, что в этих точках меняется не естество человеческое, а тропос. Мне это было непонятно, потому что тропос (букв. направление) слишком ёмкое слово: тропос мы меняем по многу раз не только за жизнь, но и за день. Между тем, ясно же, что радикальные, катастрофические падения и взлёты меняют если и не природу человеческую, то нечто практически к ней очень близкое (привычка - вторая натура); и для этого "квазиприродного" изменения надо бы другое слово. Мар Исхак, хотя и не предложил такого слова, но подкрепил своим авторитетом мои сомнения.
Его видение происходящего при обожении (оно подтверждается и развивается и в других частях Слова о пути уединения) таково, как я его понял: "устройство душевного зрения", "око души" через отрешение от чувственного просветляется и делается более зрячим, лучше и острее различающим доброе и злое. Помещаясь же в сердце, "естественно опираясь" на него (здесь - естество, фисис), оно сращено с ним не врожденными (природными), но аскетически обретенными связями, по прочности близкими к природным (хотя и извратимыми - как, впрочем и природное). Потому сердце, когда при соединении с Богом этому соединению препятствуют плотские и духовные чувства, отслеживает их и "приходит в смятение", т.е. ведет с ними брань.
Tags: Исаак Сирин, образ существования, природа
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Как это понимать?

    Мне пришло семь (!) напоминаний о том, что близится день рождения…

  • Последние образы года

  • Кант и Бог

    А выскажу-ка я напоследок в этом году мысль, посетившую этой ночью. В том сочинении Канта, с которым я только что распрощался, было, на мой взгляд,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Recent Posts from This Journal

  • Как это понимать?

    Мне пришло семь (!) напоминаний о том, что близится день рождения…

  • Последние образы года

  • Кант и Бог

    А выскажу-ка я напоследок в этом году мысль, посетившую этой ночью. В том сочинении Канта, с которым я только что распрощался, было, на мой взгляд,…