gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

о вероисповедном догматизме

Несколько линий и событий мысли и обсуждения – последним был пост miya_mu о Средневековье – сошлись в таком вот вопросе: откуда взялся и как мог возникнуть и доныне сохранять силу вероисповедный догматизм?  В самом деле, не странно ли считать, что твое спасение – судьба в вечности, участь на Страшном суде – зависят от того, что и насколько верно ты думаешь о Боге, непостижимом и невместимом для человеческого ума Боге?

И ведь ничего такого нигде не бывало вплоть до христианского Средневековья, восточного и западного. Такого точно не было на Дальнем и Среднем Востоке. Не было у «ветхих» евреев и нет в иудаизме, где что ни ребе, то свое «кредо». Этому взгляду прямо противоречит ап. Павел, говорящий, что лишь «там» мы увидим ясно, а здесь «как в зеркале», и что «надлежит быть ересям».

А что было? Чего «до того» требовалось избегать под страхом смерти? Известно чего: поругания святыни, преступания табу. И первые христианские мученики шли на смерть не за веру (в смысле Никео-Цареградского кредо), а за верность и любовь. И мучители требовали от них не отказа от веры, а непренебрежения тем, что предлагалось им в качестве другой святыни, статуи императора например. (Та же логика, в инверсии, как рассказывает в «Молчании» Сюсако Эндо, стояла за тем, чего добивались японцы от христианских миссионеров: наступить ногой на фуми-э, изображение Христа или Богородицы).

Тут начинается самое интересное. Корни этого странного «открытия» – что от того, верно ли мы мыслим о Боге, зависит «единое на потребу», самое важное, то, что принято называть «спасением» – можно обнаружить не только у Павла, много толкующего о вере, но и в евангелиях. Именно, Господь Иисус, по свидетельству евангелистов, настаивает на значении не только того, что ты делаешь, но и того, что ты думаешь, о чем помышляешь. Вытекает ли отсюда необходимость inquisitio, разыскания? Средневековье ответило «да». Мы склонны думать, что нет, что это дело не внешних судей, а твоих внутренних с собою разборок. Но факт фактом: исторически именно с вероисповедным догматизмом, утвердившимся в Средние века и подкрепленным авторитетом св. отцов и соборов, связано то, в чем обвиняют христианство его критики.

Но и это не все. Не отсюда ли, не из стремления еще и рационально обосновать истины веры произрастает вся проблематика истины, обоснования, доказательства – с одной стороны? И вся психология и психоанализ – как разыскание внутренних корней поведения – с другой?
Tags: Бог, Средние века, вера, догмат, мышление, христианство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 86 comments