gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Климент 15: Филон об упокоении вблизи Света

И еще одна тема в окончании этой главы, тоже филоновская, но подготавливающая – на контрасте – главу 3 о Климентовой концепции обожения.
Топологически иерархическая оппозиция бытия и становления выражается в том, что Логос/Свет – это «место», где для человеческого ума возможна устойчивость посреди потока изменений. Для Филона, буквально понимающего Писание, это и то «место», где Иаков встретил Бога (Быт. 28:11), где Бог «стоял» (Исх. 24:10 по Септуагинте).
В примечании отмечено (как возможно повлиявшее обстоятельство) то, что в еврейском языке глагол «стоять» и существительное «место» имеют один и тот же корень, а также, со ссылкой на Г.Шолема, что существительное «место» является «одним из центральных обозначений Бога в иудаизме…».
В отличие от большинства людей, которые, переходя от сна к бодрствованию и обратно, неизменно минуют это место, мудрец, подобный Аврааму «стоит, сближается со стоЯщим Богом; ибо сказано: “он стоял перед лицом Господа, и приблизился, и сказал” (Быт. 18:22-23). Ведь только у действительно неизменной души есть доступ к неизменному Богу, и расположенная таким образом душа стоит поистине рядом с Божественной силой» (О потомстве Каина, 27). И в другом тексте: «Разве не видишь, что сказано о мудром Аврааме, как он “стоял перед лицом Господа” (Быт. 18:22)? Когда же есть ещё основания ожидать, что наш разум сможет стоять и не колебаться, как стрелка весов, как не когда он находится напротив Бога, видя Его и будучи видим? Ведь равновесие приходит к нему с двух сторон: от видения, – ибо, видя Несравнимого, он не увлекается вещами, которые были бы Ему подобны; и от бытия увиденным, – ибо то, что Властелин счел достойным предстать Своему взору, Он предназначил только наилучшему, Себе» (О снах, 2.226-227).
Раньше было показано, что Бог для Филона открывается человеческому внутреннему взору как Свет. Внутренняя устойчивость оказывается, таким образом, коррелятом просветления; и то, и другое равно характеризует высочайшую возможную ступень человеческого «уподобления Богу».
В последней же, третьей, главе будет показано, что Климент мыслит «Богоуподобление» не в терминах «устойчивости», а как постоянное продвижения в Боге. 
Subscribe

  • где мои 12 лет?

    Попал под грандиозный ливень, промок до последней нитки, местами шел по щиколотку в воде, два раза был обливаем машинами... И чувствовал себя…

  • (no subject)

    Сегодня за ужином вдруг вспомнилась шутливая песенка, которую мне пел отец - не помню в каком, но явно раннем возрасте, - сочиненная то ли им самим,…

  • Задонск, невстреча с детством

    Если Таню в эту нашу поездку влекло желание побывать на земле, по которой мальчишкой бегал ее отец, то меня - память о самых, наверно, счастливых…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments