gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

почему другой думает иначе?

Вообще-то, вспоминаю, начало этой цепочки моих мыслей положил когда-то Олег Генисаретский, заметив, что московские интеллигенты, еще недавно ни в грош не ставившие традиционную православно-русскую культуру, вдруг поголовно превратились в ее ценителей и радетелей, а потом – многие – в правоверных иудеев. И я потом часто такое встречал. Был человек антропософом, потом стал методологом, потом еще кем-то. Собственно, вопрос вызывает не сама перемена, а отсутствие самоотчета в ее причинах. Как с недоумением ответил мне на вопрос об основаниях один из «ренегатов», «А что такого? Любил Машу, потом полюбил Катю…».
Но можно поставить вопрос и шире: об основаниях разномыслия уже не у одного и того же человека, а между людьми. Как обычно воспринимается то, что другой думает иначе, чем ты – притом о важном и таком, где ты уверен в своей правоте? Это «иначе» воспринимается как недомыслие, глупость, в меру важности предмета и степени очевидности более или менее нетерпимая. В пределе – бред (в фигуральном или медицинском смысле).
Но – и вот это я и хочу сейчас выговорить – восприятие чужого представления остается произвольным, необоснованным, ущербным, пока не понята причина, по которой другой думает (или говорит, или действует) иначе. Помните негр Джим в «Приключениях Гекльберри Финна» возмущается тем, что французы не хотят говорить по-человечески?
Но ведь то же относится и к самым наисерьезнейшим предметам, в том числе философским или вероисповедным. Пока я не понял, почему человек думает или верит иначе, у меня нет оснований сказать, что он глуп и несет бред. Могу только сказать, что не понимаю, почему он так думает.
Нужно доделать дело понимания другого (если, конечно, предмет и сам другой важны). И либо понять его основания и локализовать то, что в них представляется ложным – тогда это открывает возможность дальнейшего обсуждения. Либо обоснованно объяснить их внемыслительной причиной (корыстная ложь или психическое заболевание).
Вот, кстати, хороший пример возможных следствий такого подхода. Почему я – христианин, араб или перс – как правило, мусульманин, а японец – буддист или синтоист? Напрашивается ответ: вера определяется местом рождения и жизни (в истории Европы это некогда было закреплено нормативно: cujus regio, ejus religio).
Но мирится ли ум с таким основанием? И не только у другого, но – предположительно – и у себя?
Tags: другой, мышление, объяснение, понимание, разделение, различие
Subscribe

  • Фихте о Лейбнице

    «Лейбниц мог быть убежденным, ибо, будучи правильно понят — он прав, а почему бы ему не понимать самого себя правильно? Если величайшая легкость и…

  • К недавним спорам

    В записях своих Таня обнаружила стих — вроде бы мой: «Суть выкрав из ограды Рая, МузЫка трудится, играя».

  • В этот день 17 лет назад

    Этот пост был опубликован 17 лет назад! Воспроизвожу ради очень мне и сейчас близкой мысли о необходимости эстетический истории России — включая, и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 156 comments

  • Фихте о Лейбнице

    «Лейбниц мог быть убежденным, ибо, будучи правильно понят — он прав, а почему бы ему не понимать самого себя правильно? Если величайшая легкость и…

  • К недавним спорам

    В записях своих Таня обнаружила стих — вроде бы мой: «Суть выкрав из ограды Рая, МузЫка трудится, играя».

  • В этот день 17 лет назад

    Этот пост был опубликован 17 лет назад! Воспроизвожу ради очень мне и сейчас близкой мысли о необходимости эстетический истории России — включая, и…