gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

о человеке на языке математики

Почитали и обсудили с КП статью американского философа науки Джона Эрмана (Earman) с длинным названием «Законы, симметрия и нарушения симметрии; инвариантнрость, принципы сохранения и объективность». Любопытно. Вот некоторые мысли – вперемешку автора и наши, возникшие в связи.
Автор – трансценденталист: нет «законов природы», есть законы физики (в широком смысле: естественных наук), произведение ученых. Эти законы, как известно, могут быть представлены в виде инвариантов симметрических преобразований пространства-времени (теоремы Нётер о связи законов сохранения с симметриями). Подчиняется ли феноменальный мир этим законам?
Отчасти. Физический мир конституируется законосообразными процессами и при этом в нем происходят события, не вытекающие из этих законов, производящие в мире асимметрии. Эти асимметрии выполняют роль начальных и граничных условий.
И вот что: именно благодаря этим нарушениям симметрий мы имеем наблюдаемое феноменальное разнообразие. Если вообразить мир целиком «физический», симметричный, то это будет Парменидово самотождественное сущее, топологически эквивалентное точки (ведь по Евклиду точка – это то, что не имеет частей). Чтобы, например, получить механический мир Ньютона нужно примыслить невесть откуда возникший толчок, задавший начальное условие: движение уже внутри себя дифференцированной материи.
И так далее…. А что далее? А то, что, задавая все новые нарушения симметрии, мы будем получать новые «физики». В том числе те, которые принято относить к социальным и гуманитарным дисциплинам. Скажем, было (допустим) первобытное равенство (симметрия), возникло неравенство, имущественное и власти, для которого можно сконструировать новую «социальную физику» с законами эксплуатации и т.п., неплохо объясняющую и предсказывающую законосообразные события. Но случаются и нарушения симметрии (например, восстания) и какие-то из них настолько ограничат область применения законов, что потребуются новые. Другой пример: большинство людей ведут себя в соответствии обычаем, так как принято. Их поведение законосообразно и предсказуемо. «Симметрично». А кто-то время от времени симметрию нарушает – преступники или новаторы. И за счет этого происходит развитие.
На все это можно посмотреть и в свете оппозиции детерминированности и спонтанности. Физическое (в смысле подчинения принципам симметрии) детерминировано, нарушения симметрии – это проявления спонтанности. И вот теперь к вопросу о «природе» и источниках спонтанности. В нашем опыте спонтанность воспринимается либо как случайность – то ли, как утверждают современные физики, принадлежащая самой реальности (онтологическая), то ли происходящая из ограниченности нашего знания (гносеологическая) – или свобода.
Появление в мире человека в этом свете – радикальное нарушение симметрий. И в этом отношении человек – существо, несомненно подчиняющееся физическим законам, но в то же время являющееся источником асимметрий и появления новых симметрий.
Tags: закон, математика, свобода, симметрия, случайность, физика, человек
Subscribe

  • Аристотель - Достоевскому

    "Нужно рассмотреть, каким способом имеет природа целого хорошее и наилучшее - как нечто отделенное и [существующее] само по себе или как…

  • (no subject)

    Как не процитировать? В окна Совета пахло навозной сыростью и теплом пахотной земли; этот старинный воздух деревни напоминал о покое и размножении,…

  • Не обижайся, Александр Сергеич, если что и совру

    Было, значит, дело такое. В один из приездов Пушкина Александр Сергеича в Первопрестольную, гуляем мы с ним по бульварам, свернули на Сретенку,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

  • Аристотель - Достоевскому

    "Нужно рассмотреть, каким способом имеет природа целого хорошее и наилучшее - как нечто отделенное и [существующее] само по себе или как…

  • (no subject)

    Как не процитировать? В окна Совета пахло навозной сыростью и теплом пахотной земли; этот старинный воздух деревни напоминал о покое и размножении,…

  • Не обижайся, Александр Сергеич, если что и совру

    Было, значит, дело такое. В один из приездов Пушкина Александр Сергеича в Первопрестольную, гуляем мы с ним по бульварам, свернули на Сретенку,…