Пинский. Можно брать тексты – скажем соловьевский перевод Канта или письмо Пушкина, или первые три страницы статьи [ГП] про популятивный объект и вот там видишь, что каждое слово (или элементарная цепочка) – оно как-то много весит. Ну, скажем, слово весит пуд.
Щедровицкий. Да.
Пинский. А вот, например, берешь Дегутиса и там тоже видишь, что слово весит – скажем фунт. Или у тех же аналитиков – у них тоже фунт весят слова.
Щедровицкий. Мы поняли. Но мысль-то в чем?
Пинский. А в том, что у этого Павилёниса – у него слова невесомые.
Щедровицкий. Это точка зрения такая. Обратите внимание – слова весят в зависимости от отношения читающего. Если правильно понимаете, слова очень много весят, если неправильно – они мало весят. Все зависит от понимания.
Буркин. Пришел с пудом – нашел пуд.
Щедровицкий. Ну да, пришел с унцией – нашел унцию. Причем я могу объяснить – вот вы знаете, что Кант великий. И меня любите и уважаете, и тоже говорите, что я такой… Это вы знаете заранее. А вот Павилёнис, с вашей точки зрения, мало что весит. И мне тоже казалось, что мало, но вот я начал читать – и идет страшная проблематизация. Сначала я читал без бумажки. Потом выложил бумагу, стал читать по новой – стал переписывать. Стал переписывать – замедлил свою работу – он много весить стал. Понимаете, как получается? Быстро, как Света [Поливанова], читаешь – по 30 страниц в час – все слова по унции весят, а то и меньше, читаешь медленно – каждое слово весит пуд. Вдумался, вник, понял.
Один мой знакомый психиатр говорил, обращаясь к своей жене: «Ну что ты, ты же не вникаешь в дело, а ты начни вникать». Она спрашивает: «А как вникать?». Он отвечает: «А ты медленно, медленно». Я думаю, что вес от этого зависит – от быстроты чтения и от внимания. Это как с детьми – чем больше мы тратим на их воспитание, тем они нам дороже. Так и тут – чем больше времени мы тратим на понимание текста, тем весомее он становится.
Копылов. Я не понимаю технологии медленного чтения.
Щедровицкий. Так. Медленного чтения прошу, медленного чтения. Прочел строку – задал 30 вопросов, идущих в разные стороны. Это механизм понимания. И чем больше вы делаете таких сопоставлений, тем весомее становится текст. <...>
Обратите внимание: работать надо быстрее. Читать медленно, а работать быстро. А больше – история нам времени не дает. Только на медленное чтение и только на быструю работу.