"От английского лорда-канцлера, вождя внешнего, чувственного философствования, мы перейлем к philosophus teutonicus, как его обычно называют, к родившемуся в Лужицах немецкому сапожнику, которого нам не приходится стыдиться. В самом деле, лишь благодаря ему в Германии впервые появилась философия, носящая своеобразный характер. Он представляет собой другую, совершеннно противоположную крайность по сравнению с Бэконом, и его так и называли theosophus teutonicus. ...
(Своему почетному положению) он обязанпреимущественно характерной сдля него форме интуиции (Anschauung) и чувства, ибо интуиция и внутреннее чувство, молитва, страстное стремление и образность мысли, аллегории и т.п. почитаются отчасти существенной формой философии. В действительности, однако, философия имеет свою истину лишь в понятии, в мысли, лишь в них может быть выражено абсолютное ... Рассматриваемый с этой стороны Бёме - полнейший варвар; это, однако, человек, который при грубом способе изложения обладает конкретным, глубоким сердцем".
Ну и позволю себе присоседиться. В одном из стихов периода моей "болдинской осени" я помянул тевтонского богомудра. Вот начало этого стиха:
Ты являешься мне по ночам.
То возникнешь в оконном проёме,
То рукою коснешься плеча,
Когда в кресле читаю я Бёме.
Все стихотворение здесь.