?
старый гляжу

gignomai


Журнал Владимира Рокитянского


Previous Entry Share Flag Next Entry
Средь шумного бала, случайно...
gignomai
Подводя итог обсуждению поста о случайности, выделю три вопроса или возражения, которые заставили меня задуматься.

Но прежде всего еще раз о том, что я называю случайностью (и что считаю бессмыслицей). Это – то, что не имеет оснований, происходит «не почему, а просто так».  «Случайностью» (ее можно назвать «гносеологической») мы называем и то, что происходит по неизвестным нам основаниям (неизвестно, почему). Практически, опытно та и другая неразличимы, но я ставлю вопрос онтологически: в моей «предельной онтологии» нет места онтологической случайности (неопределенности), всё происходящее либо имеет природную причину (детерминировано), либо обусловлено человеческой свободой, либо провиденциально.

1. Почему онтологическая, т.е. встроенная в саму реальность, случайность – это бессмыслица? Мне возражают: «утверждение, что нечто в мире не имеет достаточного основания – осмысленно» (antonk83); случайность «гораздо более мыслима (более понятна), чем та же свобода», «случайность (как концепция) для нас настолько же прозрачна, что и детерминизм; понятие случайности конструируется просто через отрицание причинности. Причины нет – и все, на этом точка» (alexandrg).
Вот именно, отвечаю я. Объявил случайным «и все, на этом точка», не о чем думать, нечего обсуждать. А для меня бессмысленно то, из чего ничего не следует – ни для действия, ни для чувства (методологически правильнее было бы сказать: не бессмысленно, а бессодержательно). Встретившись с неслучайным, мы либо доискиваемся до его причины, вовне или внутри себя, либо благодарим за происшедшее, если оно радует, либо скорбим, если это беда и страдание, или даже бунтуем, как вначале Иов или Иван Карамазов.
Кстати, поправлюсь в том, что ответил maksimabramov про обсуждение смерти. Смерть, как и свобода, непостижима в своей сущностью, но вовсе не бессодержательна – в объясненном выше смысле.

2. Здесь и ответ на возражение karachee, что различение между гносеологической и онтологической не имеет утилитарного (практического) значения (или еще жестче в комментарии trita: «случайность оказывается в ситуации кота Шрёдингера, теоретически она абсурдна, но фактически она есть, поскольку для наблюдателя нет и не будет возможности достигнуть достаточного знания»).
Так да не так. С точки зрения «практического разума» во многих случаях нам, действительно, приходится воспринимать происходящее как случайность и действовать соответственно. Но «стратегически» это «опускание рук», «сдача позиций» – отказ от познания (поиска причин и оснований).

3. И наконец, пример, предложенный alexandrg («мы с Вами одновременно решили пойти погулять по городу – это предопределенность, свободность или случайность?», «Если наши решения свободны и не согласованы, это их одновременность – то не что иное, как самая настоящая случайность»).
Речь тут – о встрече двух свобод. Так что же? Тут, помимо этих двух свобод, может быть и действие одной причины на два объекта («время пришло», синхронность по К.Г.Юнгу), и предопределенность свыше… Мы не можем знать всамделишное основание события, но это не основание для признания необоснованности. alexandrg увидел в этом стремление к комфорту, но это – «трансцендентальный» комфорт, нисколько не зазорный.



  • 1
Я могу только повторить, что стратегический вывод про «опускание рук», «сдачу позиций» и «отказ от познания» логичен только, если мы требуем, чтобы реальность была сводима к онтологии, а "познание" к интеллекту, но это требование, на мой взгляд, ничем не обоснованно, это произвол мыслителя — ваш в данном случае. Я вот утверждаю, что менталитет это орудие деятельности, а не познания, и "знание" по сути не имеет ментальной природы, так только кажется, реально же знание выше ментальности, оно синтетическое, цельное и универсальное, а интеллект это агент дифференциации.

"Опускание рук" я понимаю как вариацию комплекса Фомы: "если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" — то есть если у меня нет перспективы всё довести до ума — я вообще отказываюсь мыслить, мне нужны гарантии.

Но ведь у меня не совсем так. "Довести до ума", т.е. причинно объяснить, это только к тому, что это допускает. А помимо того, есть и другие основания, требующие от человека совсем иного.

И я не свожу реальность к онтологии, а честно признаю, что реальность дана мне только как онтология - мыслимая, чувствуемая, интуируемая.

Тогда давайте за терминологию. "Мыслимая, чувствуемая, интуируемая" — это "восприятие", а "онтология" это сугубо продукт менталитета, интеллектульная конденсация и кристаллизация восприятия. Понятия "случайность" и "неопределённость" это интеллектуальные предметы, и речь идёт об их "признании" и "мыслимости" умом, а не чувствами или интуицией.

-- и предопределенность свыше

У Вас тут о ней такое крохотное высказывание, но ведь если допустить что-либо свыше, то вся картина изменяется просто полностью.

Ну, я же чисто логическую "разметку" делаю, чтобы ничего не упустить. А "пропорции" я не обсуждаю.
Хотя Вы правы в том, что "свыше" не рядоположно двум остальным, а взаимодействует с ними, во многом ими управляет. Но это - другой разговор.

Другой так другой. Хотя если свыше участвует в наших случайностях, то сам этот факт куда важнее того, каким образом все эти случайности устроены.

Нам действительно приходится воспринимать происходящее как случайность и действовать соответственно но это одна и наиболее неинтересная сторона монеты. Приходится = ничего нельзя сделать. Я же говорю о другой стороне, о ситуации когда сделать что-то можно. Ситуации когда происходящее СЛЕДУЕТ воспринимать как случайность и действовать соответственно.

Для решения практических задач важна скорость, поэтому простая модель позволяющая получить решение через 10 минут, всегда лучше сложной модели, позволяющей получить то же решение через 10 дней. Мир же устроен так, что гораздо проще признать и учесть все возможные здесь случайности, чем выявить и вычислить причины и основания хотя бы 10% из них исчерпывающим образом.



Edited at 2021-03-07 11:04 am (UTC)

Соглашусь. Но для меня "быстрее и проще" - это из разряда "приходится". Тут важна оппозиция тактики и стратегии. Тактически - да, часто разумнее отнестись как к случайности. Но в жизненной стратегии это не так.

А почему вы противопоставляете случайность определённости? Ведь вроде всегда была пара случайность/необходимость. Как там у Аристотеля - тюхе и автоматон против ананке. Притом что и тюхе и автоматон, несмотря на то, что это случайное, у Аристотеля суть особые виды причин. Случай, как пересечение двух линий причинности.

Edited at 2021-03-07 06:08 pm (UTC)

Случайность, понимаемая онтологически, противостоит детерминизму, т.е. предопределенности события.

Да вроде нет. Опять сошлюсь на Аристотеля. Случайность не противоречит причинности. Случайность противоречит необходимости-неизбежности. Например. Человек идёт в магазин (одна причинная линия). На карнизе дома образовывается сосулька (другая причинная линия). И вдруг две эти линии пересекаются-случаются (при этом причинности нигде не рвутся) . Происходит несчастный случай - на голову падает сосулька. Тут нет предопределённости-неизбежности. Тут лишь теория вероятности. Если, конечно, не считать, что некий божественный Субъект вселенского замысла специально повёл человека, как зомби, под сосульку и специально сбил её бедолаге на маковку.

Аристотеля знаю плохо, рассуждаю от себя. Опираюсь на Лейбница с его законом основания.
Вы, основываясь на том, что причинные ряды не рвутся, делаете вывод, что случайность не противоречит причинности. Но ведь вопрос стоит не о причинах каждого из совпавших событий в отдельности, а о причине самого совпадения. Если мы признаем это совпадение случайным, то причины у него нету.
В моем понимании необходимость и предопределенность в отношении событий (мы сейчас не о логике) - это одно и то же. Тому, что с необходимостью должно произойти, предопределено произойти.
В качестве альтернатив этой предопределенности-необходимости выдвигают свободу (основание в свободном произволении какого-то субъекта) и случайность (отсутствие основания).
Мой посыл - в том, что онтологической случайности быть не может - по закону основания. За случайность мы принимаем ситуацию неизвестного нам основания.

Только сейчас увидела этот Ваш пост. Надо же, как в нашем коротком разговоре у меня я вдруг повелась на эту тему и даже Иова вспомнила.
Синхронизация, однако :)

У evgeniirudnyi в посте про комплексные числа хорошая аналогия о неопределённости, а именно ответ на вопрос "существует ли число Пи?". Цитирую цитату: "До сих пор никто не заметил разницы между округленным Пи, скажем до сотого знака, и Пи. Таким образом, физика полностью возможна без Пи". То есть с одной стороны у нас есть нечто неопределённое в принципе, но с другой мы вполне можем с этим работать, сесть и поехать.

Та, по-моему, всегда так и делаем - имеем дело с почти истиной.

  • 1