gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Образовательное чтение

В продолжение вот этих постов - https://gignomai.livejournal.com/1141150.html, https://gignomai.livejournal.com/1141263.html - новые мысли.
Это, собственно, из письма заинтересованной корреспондентке.


Теперь о чтении. Два пояснения: я буду говорить (1) о всяких текстах, научных, философских, художественных; (2) в основном имея в виду именно литературные, словесные тексты, но это относится и к кино, документальному и художественному, и к изобразительному искусству и даже к музыке.
Чтение во многом будет определяться первым пунктом, работой над дипломом, но не исчерпываться этим. Нижеследующее относится в большой мере именно к «свободному», прямо с делом не связанному чтению.
Выделяю три основных подразделения чтения – по назначению: (1) проблемное, (2) «оснащающее», (3) «поэзия». (Кавычки – потому что названия условные, буду их пояснять).

Разберу их по очереди. При этом, я считаю, что, хотя тексты в большой мере и распределяются по этим назначениям, и это культурно отчасти закреплено, но и эти культурные границы не абсолютны, и даже один и тот же текст может выступать в разном качестве. Ниже будут примеры, из которых это должно стать яснее.
Проблемное чтение (как я понимаю, к нему склонен сводить назначение чтения ЛП, относя все остальное к «концертам» - слово само очень говорящее звучащим в нем пренебрежением к слушанию музыки). Важность проблемного чтения очевидна. Я считаю, что здесь следует ориентироваться на то, чтобы проблемы, которые ставятся в тексте, воспринимались как личные. Именно поэтому для А. я делаю акцент на религиозной проблематике. Здесь основная цель – «ввести мышление» в ее религиозную жизнь, которая сейчас, будучи для нее очень важной, носит, по моим наблюдениям, скорее, эмоционально-восторженный характер.
Но сюда же относятся тексты по истории, социологии, праву… (это требует продумывания, пока что этим ограничусь).
«Оснащающее» чтение. То есть наделяющее средствами мышления и деятельности. Сюда относятся (навскидку) языки, математика, методология науки (техника наблюдения и эксперимента, средства обоснования, статистика), методологические наработки ММК.
Понятно, что средства усваиваются тогда, когда они «работают», т.е. в решении проблем. Лучше, конечно, если это настоящие, личные проблемы. Но можно использовать искусственно построенные проблемы – учебные задачи. Об этом тоже надо думать.
«Поэзия». Поэзия (в широчайшем смысле, включающем и художественную прозу, и все искусства и музыку, и даже частями философию) не ставит и не решает проблем, и не служит никаким практическим целям. То есть бывает и такая поэзия, но это – поэзия, если и не «второго сорта», то «второго эшелона», выполняющая не свои основные функции. Таковы, если говорить именно о стихах, многие стихи Маяковского, философская лирика Тютчева или замечательная «рифмованная проповедь» позднего Заболоцкого: «Не позволяй душе лениться… Душа должна трудиться – и день, и ночь, и день, и ночь»; сюда же относятся, например, «серьезные» песни Высотского. Но – чтобы почувствовать разницу – какие проблемы или задачи решает стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»? Или фетовское: «Шепот, робкое дыханье, трели соловья…»? Или (приведу целиком, оно менее известно) стихотворение Михаила Кузмина:
Наверно, нежный Ходовецкий
Гравировал мои мечты:
И этот сад полунемецкий,
И сельский дом, немного детский,
И барбарисные кусты.

Пролился дождь; воздушны мысли.
Из окон рокот ровных гамм.
Душа стремится (вдаль ли? ввысь ли?),
А капли на листах повисли,
И по карнизу птичий гам.

Гроза стихает за холмами,
Ей отвечает в роще рог,
И дядя с круглыми очками
Уж наклоняет над цветами
В цветах невиданных шлафрок.

И радуга, и мост, и всадник, —
Все видится мне без конца:
Как блещет мокрый палисадник,
Как ловит на лугу лошадник
Отбившегося жеребца.

Кто приезжает? кто отбудет?
Но мальчик вышел на крыльцо.
Об ужине он позабудет,
А теплый ветер долго будет
Ласкать открытое лицо.


Соответственно, и художественная проза может быть проблемной (большая часть русской классики и 19-го, и 20-го века именно такова), но может быть – поэзией; чаще, правда, оба назначения сосуществуют в одном тексте: скажем, в прозе А.Белого, А.Платонова или М.Булгакова. Да и пушкинская проза, по большей части, по-моему, поэзия.
Философия в основном проблемна, но некоторые диалоги Платона или тесты позднего Хайдеггера – во многом, поэзия.
Музыка же – в этих терминах – почти вся – поэзия. Но, как мне толкует Таня – есть и там «программные» произведения (Берлиоз). Или вот занятный пример. «Интернационал» создан как боевой инструктаж для революционеров. Но, когда один китаец исполнил его несколько иначе, оказалось, что это - чудесная лирическая песня (отвлекаясь от слов): https://yandex.ru/video/preview/?filmId=15874743507689037889&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DfVbeS28UCas&text=%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%22%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%22.%20%20%D0%92%D0%BE%D1%82%20%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83%20%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%86%D0%B5%D0%B2%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D1%8C!&path=sharelink.
Еще про кино. Есть множество проблемных фильмов. Сюда относятся и фильмы И.Бергмана или Робера Брессона (религиозная проблематика), и мн. др. Но есть фантастически прекрасный фильм Кустурицы «Жизнь как чудо» или фильмы Параджанова, которые – чистая поэзия.
Еще один вопрос, поднимаемый в связи с чтением: обсуждение.
Нет никаких сомнений в том, что нужно обсуждать проблемные тексты и фильмы. Выявлять проблемы, определяться со своей позицией и все такое прочее.
Но как обсуждать поэзию? На мой взгляд, тут иное отношение между читаемым текстом и мышлением. Поэзия производит, оставляет впечатление, которое будит мысль, но – не в непосредственной связи с текстом и, возможно, не сразу. Поэтому-то я считаю, что стихи нужно запоминать, даже не до конца поняв смысл сказанного – пусть живет и «прорастает» в сознании… (Так как учат шестилетние еврейчики Тору в ешиве или маленькие индусы Упанишады).
А обсуждать? Ну вот, например, стихотворение Мандельштама, которое я очень люблю:

Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.
Вся комната напоена
Истомой — сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
Так много поглотило сна.
Немного красного вина,
Немного солнечного мая —
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна.

Я бы, давая это стихотворение, предложил вслушаться в его музыку. И еще обратил внимание на то, как языковая неправильность двух последних строк придает стиху необычайное изящество…
Tags: чтение
Subscribe

  • про инклюзию

    Это, если кто не знает, создание условий, чтобы инвалиды разной формы и степени, жили в одном мире со "здоровыми". В более узком смысле,…

  • Однако...

    Анатолий Иванов в 1970-х о будущем. Не читал, да как-то и неприлично было читать его тогда.

  • Дети...

    Аришка занимается по Таниной программе с 4-летней Верочкой. Поет песенку с текстом из нот: фв-ми-ре-до... На вопрос, понравилась ли песенка: Да! Но…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • про инклюзию

    Это, если кто не знает, создание условий, чтобы инвалиды разной формы и степени, жили в одном мире со "здоровыми". В более узком смысле,…

  • Однако...

    Анатолий Иванов в 1970-х о будущем. Не читал, да как-то и неприлично было читать его тогда.

  • Дети...

    Аришка занимается по Таниной программе с 4-летней Верочкой. Поет песенку с текстом из нот: фв-ми-ре-до... На вопрос, понравилась ли песенка: Да! Но…