gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

даймон не против продолжения

Отклики на мою запись о методологии (http://gignomai.livejournal.com/113983.html) дали мне материал для думанья. Откликнулись четверо: kosilova, kaktus77, krf, sergius_v_k и asstori. На заданный вопрос ответил только Кактус, согласившись с моим вариантом, но мне это не слишком важно, поскольку и сам вопрос-то этот (о ключевой методологической идее, через которую "внешний" может "войти" в пространство методологии) мне важен именно ради постановки другого вопроса - о внешних и внутренних и о возможности диалога между ними. Почему важен - ясно: в силу моей межеумочности и, добавлю к этому, в силу причастности к изданию методологических текстов, которые ведь предназначены не только для внутренних. Мой даймон, да и не только он, иногда сомневается в осмысленности знакомства с методологией через тексты и сейчас я поясню, почему.
Хочу скорректировать основания для деления на внешних и внутренних. Знание методологических текстов тут безусловно не при чем: я, скажем, прочитал (как редактор) немалое количество текстов, но склонен признавать себя в основном внешним. Лена Косилова и сама заявила себя внешней, но я скажу больше: по тому критерию, который мне уяснился, она, читая, пока не приблизилась к точке "перехода внутрь" ни на миллиметр (что, упаси Боже, никак не обесценивает ее усилия, в продолжении которых я лично очень заинтересован). Но и Сергиус все-таки - внешний, несмотря на то, что, как я знаю, много лет посещал семинары ММК. Главное основание для деления, подсказывает мне даймон, это ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ЛИ МЕТОДОЛОГИЯ в качестве СРЕДСТВА (суммы средств) данным лицом В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, для решения каких-то проблем или он ей интересуется, исследует, выясняет свое к ней отношение, ее значение в истории мысли и т.п.
В этом смысле крайне интересен спор между двумя "внутренними", Кактусом и КРФ. Дело в том, поясню для внешних, что КРФ привлек для пояснения ортогональности схему "конфигуратора" (имеется в виду, что мы всегда видим объект не "в натуре", а в проекциях, и для более полного - но никогда не исчерпывающего! - его познания нужна особая операция: конфигурирование, которую часто подменяют простым суммированием разнородных знаний об одном объекте), справедливо сочтя, что она неплохо иллюстрирует относительную независимость разных представлений о чем-то. Но Кактус указал на принципиальную разницу двух схем, разницу в их назначении: одна - для получения знаний, другая - для организации деятельности. И схема конфигуратора неприменима к деятельности, она НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОБЪЕКТОМ - так я его, Кактуса, понял.
Но, смотрите теперь, это же приложимо и к предмету обсуждения: для Кактуса, рискну предположить (соврал, пусть поправит), методология деятельностна, а не объектна, и потому-то он и внутренний, и потому не приемлет внешнего на методологию взгляда.
Другой вопрос, хорошо это или плохо, так смотреть. Я, скажем, не могу, мне хочется и вовне выйти, и "ни для чего" на методологию взглянуть, во всяком случае не по отношению ни к какому делу. Потому-то моя позиция и межеумочная.
Subscribe

  • Кем управляется Россия?

    Ну, если в ответе на этот вопрос сошлись фельдмаршал Миних, коммунист…

  • Времена и нравы

    Ушла от нас только что Танина ученица-семиклассница. Отправилась с подружкой петь в переходе. Смеемся все трое, пока она стоит на пороге:…

  • Это Лейбниц

    Куно Фишер верно решил, что писать о мыслях философов надо вместе с рассказом об их жизни. До чего же они разные – Спиноза и Лейбниц! Отшельник…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • Кем управляется Россия?

    Ну, если в ответе на этот вопрос сошлись фельдмаршал Миних, коммунист…

  • Времена и нравы

    Ушла от нас только что Танина ученица-семиклассница. Отправилась с подружкой петь в переходе. Смеемся все трое, пока она стоит на пороге:…

  • Это Лейбниц

    Куно Фишер верно решил, что писать о мыслях философов надо вместе с рассказом об их жизни. До чего же они разные – Спиноза и Лейбниц! Отшельник…