gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Понимание - прощение

В двух обсуждениях вышли на темы - разные, но, по-моему, параллельные.
В обсуждении Евангелия от Матфея задержались на прощении грехов, обид, долгов (глава 18).
Как известный зануда, я и занялся любимым делом – различением и систематизацией смыслов.
Что стоит за словом «простить»?
И я – о прощении человека человеком. О том, как и почему прощает Бог, пусть рассуждают Его конфиденты 😊.

1. Первый смысл – внешний, выраженный в действии, точнее в не-действии: не добиваться возмещения за урон, не наказывать, не мстить; применительно к денежному «оскорблению» - не взыскивать долг. Евангельские притчи говорят именно об этом, в душу прощающего/не прощающего не влезают.
2. Поскольку прощение значимо для последующих отношений, то важно, помнится долг или забывается. Тут, правда, есть тонкость: он может не изгладиться из памяти полностью (это едва ли возможно), но не вспоминаться при общении, не повреждать его.
А вот теперь копнем глубже – мотивы, основания.
3. Можно обесценить сам долг: пустяк, ничего не стоит (Катя говорила о разнице между прощением долга со стороны богача и бедного).
Вариант – нечувствительность («ему … в глаза, всё Божья роса»).
Вариант: мало значит сравнительно с значимостью обидчика («ему я всё прощу»).
4. Можно обесценить должника: что с него взять. В деньгах это банкротство, в преступлениях – невменяемость или неведение («не ведают, что творят»).
Вариант: низкий статус обидчика («недостоин того, чтобы на него обращать внимание», «собака лает – ветер носит»).
4. Отсрочка возмещения. В притчах о возвращении долга именно об этом. Но не очень понятно, есть ли этому аналогия в отношении к другим обидам. Что-то вроде: подрастешь (или испытаешь на своей шкуре) – поймешь, что так нельзя?
5. Условное прощение: если признаешь, что неправ; если покаешься; если пообещаешь, что больше так поступать не будешь…
6. «Понять значит простить». За этим, по-моему, стоит – как за всяким пониманием другого – способность вообразить себя на месте обидчика, т.е. способным совершить то же самое, а то и хуже. И так же чающим прощения.
Ну и, мой итог: думается, что именно последний смысл имеется прежде всего в виду в Евангелии..

А в обсуждении некоторых философских текстов встал вопрос о понимании_не понимании текста. Тут тоже просматриваются варианты.
1. Понимаю, согласен (даже если раньше думал иначе). За этим стоит способность проделать тот же мыслительный путь.
2. Понимаю, так тоже можно думать (альтернативные подходы). Это очень частый вариант, но принципиально не окончательный, поскольку встает вопрос об основаниях выбора подходов и их сравнительных достоинствах.
3. Понимаю, где ты ошибаешься.
4. Не понимаю, бред какой-то.
Последний вариант (очень часто встречающийся) является, по сути дела, капитуляцией.
Tags: Евангелие, мышление, неведение, непонимание, ошибка, понимание, прощение
Subscribe

  • К.Г.Юнг о математике

    "... математики я просто боялся. Учитель делал вид, что алгебра - вполне обычная вещь, которую следует принимать как нечто само собой…

  • Не забывайте передумывать то, что подумали

    Из введения к учебнику логики "для гимназий и самообразования" одесского психолога и философа Николая Николаевича Ланге (1858-1921):…

  • Господи, помилуй

    pavel_g_m все цитирует сочувственно о. Вяч. Рубского, на этот раз об устаревшей идее греха, о ненужности молитв о прощении и о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments

  • К.Г.Юнг о математике

    "... математики я просто боялся. Учитель делал вид, что алгебра - вполне обычная вещь, которую следует принимать как нечто само собой…

  • Не забывайте передумывать то, что подумали

    Из введения к учебнику логики "для гимназий и самообразования" одесского психолога и философа Николая Николаевича Ланге (1858-1921):…

  • Господи, помилуй

    pavel_g_m все цитирует сочувственно о. Вяч. Рубского, на этот раз об устаревшей идее греха, о ненужности молитв о прощении и о…