Top.Mail.Ru
? ?
старый гляжу

gignomai


Журнал Владимира Рокитянского


Previous Entry Share Flag Next Entry
Неплюев и его братство
gignomai
Писал не так давно про то, возможна ли общинная жизнь. А тут вдруг...
Хоронили вчера Наташу Черненко, первую жену старшего брата Таниного. А она дочь и внучка двух замечательных садоводов. Дед ее учеником Мичурина был. А еще и воспитанником Крестовоздвиженского братства, основанного Николаем Николаевичем Неплюевым. История эта, оказывается, известная, я только не знал ничего.
Можно подробные статьи в Вики прочесть о Неплюеве и о Крестовоздвиженском братстве.
Скажу только, что недоверие и сопротивление было и до Революции, хотя там без ересей, строгое православие было. Но у Александра III незадолго до его смерти выхлопотали разрешение, оно и хранило от влиятельных недоброжелателей.
Продержались некоторое время и при Советах как "коммунистическое хозяйство" (а у них и было все общее и поровну), но, знамо дело, добрались и до них - в 1926 году разгромили, судили и посадили руководство, а с коллективизацией и вовсе все следы стерлись.



  • 1
После переворота прошла глобальная зачистка всего живого, что "выросло" в России в начале века. Схожим примером:
http://www.temples.ru/card.php?ID=2150

Я эти места знаю с раннего детства (а нынче и живу рядом, в 5км). Но никогда не слышал от местных про этот монастырь, выжжена память даже на уровне фольклора. Нашел я его случайно, лет 5 назад, изучая историю местности и викимапию. Потом и в интернете кое-что всплыло.

Там все еще печальнее и страннее, чем в Чернигове. Пшеничников, на минуточку, "настоятель храмов московского Вознесенского монастыря", это который в Кремле. И не только.

Вместе с младшим братом пресвитером Николаем Ивановичем Пшеничниковым, служившим первым сакелларием Успенского собора Московского Кремля[3], построил в 1893 году в селе Дуброво Верейского уезда одноклассную приходскую школу и положил в банк капитал в размере 4 600 рублей, проценты с которого шли на содержание школы. В 1896 году братья построили каменную церковь в честь Великомученика Димитрия Солунского вместо обветшавшей деревянной[4], а также каменный двухэтажный дом с квартирами для причта. Кроме того, в банк был положен капитал: две тысячи рублей на отопление и освещение храма и пять тысяч рублей на содержание причта. 5 декабря 1906 года основал Сергиево-Дубровскую общину, для которой протоиерей Александр приобрел участок в 42 десятины земли, где построил каменный двухэтажный дом, который снабдил обширной библиотекой книг духовного и нравственного содержания, построил деревянные хозяйственные строения. В 1911 году им было завершено строительство храма в честь Преподобного Сергия Радонежского. В 1914 году община была преобразована в Сергиево-Дубровский женский монастырь.

Все это делалось за 150км от Москвы, в с.Дуброво, куда и моста через Протву не было до начала 2000-х. А до ближайшей ж/д 30км. Не Сибирь, конечно, но выселки изрядные для начала 20в. И вот там столичные клирики из топа строили... - что? Ну храм поставили кирпичный, ОК, я его помню полуразрушенным в 80-е, сейчас восстановлен, служат там.
Монастырь был запущен совсем поздно, перед 1МВ. А после переворота очень скоро уничтожен, как ни пытались монашки мимикрировать под "трудовую артель". От храма остался фундамент.

А вот такой интересный человечек был там настоятелем в конце истории:

Происходил из столбового дворянского рода Мансуровых. Родился в резиденции русского посольства в Константинополе, где его отец Павел Борисович (в дальнейшем камергер, а с 1915 года директор Архива Министерства иностранных дел в Москве) служил секретарём.
В 1902 году семья переехала в Москву, где Сергей Мансуров окончил в 1908 году 5-ю Московскую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. По окончании университета (1912) ему было предложено остаться на кафедре философии для подготовки к профессорскому званию, но он отказался.
Во время Первой мировой войны с осени 1915 года Мансуров работал в санитарном отряде на Кавказе, где сблизился с Юрием Александровичем Олсуфьевым. С лета 1917 года жил вместе с женой Марией Федоровной (урождённой Самариной) у Олсуфьевых в Сергиевом Посаде[2], где вместе с Павлом Флоренским и Юрием Олсуфьевым работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины, занимался библиотекой Лавры.
В январе–мае 1920 года был первый раз в заключении. В 1920–1924 годах писал труд по истории церкви.
В 1924 году второй арест, длившийся два месяца.
В сентябре 1926 года Сергей Павлович Мансуров был посвящён в сан диакона, а затем и священника архиепископом Иннокентием и назначен в Сергиев женский монастырь около села Дубово, в двенадцати километрах от Вереи, где из-за болезни прослужил только один год и четыре месяца. Умер 2 марта 1929 года.


Т.е. человек с Флоренским пил чай в Сергиевом Посаде. А умирать приехал сюда. Монастырь сожгли, а храм разграбили еще при его жизни, но говорят, что он про это не узнал - лежал на одре, берегли его.

Это именно что ЗАЧИСТКА прошла, ВСЕ выпилено под ноль.

Спасибо. О С.П.Мансурове я знал в связи с Флоренским, но про Сергиево-Дубровскую общину не знал.

А насчет "зачистки" все-таки не так просто - не сразу и не одновременно всё. Толстовские общины, кажется, долго сохранялись и идеологически близкие - надо специально изучать. О. Павел Флоренский сосуществовал какое-то время с большевиками, в рясе на работу ходил. С обновленчеством история...
Окончательно все зачистили уже при "отце народов".

Мансуров туда попал понятно как - отправили подальше от столичной ЧК, его уже пару раз брали. Да и надеялись, верно, что на пленере чахотка его ослабнет.

А вот почему Пшеничниковы (будучи иереями в Кремле) взялись строить в Дуброво, на окраине губернии... Да еще нашли где-то кучу денег на это. Родились они далеко от этих мест, и вроде бы ничем с ними не связаны.

Давно пытаюсь разгадать загадку. Про Мантурова данных много. Но Пшеничниковых надежно оберегает распространенность их фамилии.

В архивах нужно, наверно, искать. В Вашей справке сказано "первый сакелларий". Это вроде бы (посмотрел) не настоятель, но важная должность. Есть же в архивах документы кремлевских соборов...

Их деятельность в качестве столичных клириков вроде как параллельна их же строительству в деревне. Кое-что про них есть, есть их книги. Но все это связано с Москвой.
Дуброво - небольшая деревня на холме, она и 100 лет назад была такая. Отделенная рекой, где брод проезжий только в сухую погоду, а зимой река не особо замерзает. При этом на другом берегу стоит Вышгород, который действительно был когда-то городом в линии крепостей против ляхов. От него рукой подать до Вереи, а от той - до Можайска, да и Минское шоссе рядом. Но затеяли все именно в Дуброво, словно желая отгородиться подальше.

  • 1