gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

искусство на пороге исчезновения

Страстной неделе и тем паче Великой Субботе приличествует молчание слова и мысли. Но привычку думать не остановишь. Можно, конечно, хотя бы про себя держать, но я выскажу, уговорив совесть, что мысль не оскорбительна и даже каким-то боком уместна в этот день. Кому мешает, прочитаете потом.

Квадрат Малевича, шесть или сколько там минут тишины Кейджа, сюда же можно присовокупить «Потец» или «Звезду бессмыслицы» Введенского, в несколько ином ракурсе унитаз Дюшана… В общем, все то, про что спрашивают: и это искусство?!

Прибавлю еще рассказ о шедевре Кабакова, услышанный мною от трубадура российского концептуализма Виталия Пацюкова. Входишь в экспозиционный зал, а там – ярко высеченные на стенах прямоугольники, места невывешенных картин. Обходишь зал по периметру, задыхаясь от восторга рассказывает Пацюков, и как будто рассматриваешь шедевры величайших мастеров…

А ведь все это – до меня вдруг дошло! – абсолютно закономерное логическое завершение развития высокого европейского искусства. Ведь смотрите, как эволюционировали представления о смысле и назначении искусства у самих художников и у мыслителей, объяснявших художникам смысл творчества.

Первое и главное – противопоставление высокого искусства, ремеслу, технэ. Давно ушли в прошлое те времена, когда художник гордился тем, что птицы прилетали клевать нари сованные ягоды. Это противопоставление отчетливо сформулировал и обосновал еще Роберт Коллингвуд в «Принципах искусства».

Труд, многодельность?  Это – ремесленникам. Давно уже больше ценится гениальный набросок, легкое мановение кисти, экспромт…

Польза, назидание, утешение? Не смешите. Развлечение выжило, но в презираемом масскульте. (Хотя здесь парадокс: самый что ни на есть ширпотреб вдруг прихотью гения, такого как Уорхол, поднимается вдруг на уровень элитарного искусства).

Красота? Разве «Башмаки» Ван-Гога и «Цветы зла» Бодлера – не гениальное искусство?

Ну и, разумеется, не прочность добротно сделанной вещи. Это разве что на периферии искусства, в архитектуре. А так, сути «дела» соответствует, скорее, то, как тибетские буддисты изготавливают и разрушают мандалу из песка – не случайно многие современные гении числят себя буддистами, тот же Кейдж, например…

Мысль моя, полагаю, уже ясна. Продлите линии развития во всех этих направлениях до предела – и вы придете к тишине, беззвучию в музыке, отсутствию какой-либо изобразительности (и дальше – к отсутствию самого цвета, к белому на белом) в живописи, к отсутствию смысла в поэзии. К отсутствию, ничто. «Реди-мэйд» – это, в общем-то, то же: ничего не добавить к уже сделанному, имеющемуся в наличии.

А теперь спросите меня, как я-то лично к такому развитию искусства отношусь? В целом – не знаю, вот все думаю над этим. А в частности – по-разному. Кейдж для меня не хуже Прокофьева, но… в силу глухоты к музыке. (Впрочем, когда слушал некоторые минималистские «посмертные» опусы Мартынова что-то в душе шевелилось). К «Квадрату» равнодушен, хотя теоретические изыски Малевича любопытны. А вот Введенского почему-то очень люблю, и не только «Элегию», но и все остальное…

Есть только одна догадка, в чем могла бы быть разница, подлинная или кажущаяся, между пустотой стёбной и, что, наверно, то же самое, коммерческой, и пустотой, как бы это сказать, апофатической что ли… Второе – на грани, «почти», «едва не», а первое… нуль на палочке!

Во! Высказался, речистый! «Расскажи-ка нам, отец: Что такое есть потец?».

А потец – это, между прочим, предсмертный пот…

 

Tags: /kosilova, /otgovorki, Введенский, Друскин, Кабаков, Малевич, авангард, апофатика, искусство, конец, пустота, тишина, чинари
Subscribe

  • Гегель о philosophia teutonica

    Любопытно, что изложение философии Нового времени Гегель начинает с Бэкона и Бёме. С прапматика и эмпирика, с одной стороны, и с мистика - с другой.…

  • Бес времени под руку

    Пользуясь "голосовым переводчиком", наговариваю рукописный текст ГП. Диктую Л.Б. (сокращение от Леви-Брюль). "Переводчик" пишет…

  • О материальных корнях философии

    "Почему помещик или буржуа редко бывает мате­риалистом? Потому, что те блага, которыми они поль­зуются, — одежда, пища и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments