gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:
Прочитал статью В.М.Лурье "Свобода вне конфликта: логика внутреннего конфликта и свободной воли у Максима Исповедника" (по-английски).

Основная мысль там - та, что свобода и выбор - связаны не с необходимостью; точнее, они связаны у падшего человека, и эта связь разрывается при  обожении, когда мы становимся свободны от выбора ("Познаете Истину и истина сделает вас свободными"). Эта же логика приложима и ко Христу. У Него, действительно, две воли, божеская и человеческая, и вторая добровольно принимает безальтернативное подчинение воле Отца. Choses not to chose.
Эта мысль преп. Максима, очень хорошо изложенная и дораскрытая Лурье, замечательна, по-моему.


Но там есть еще одна мысль. Максим, пишет Лурье, был согласен с Пирром (см. "Диспут с Пирром") в том, что such passions were previously accepted by Logos according to the "relative appropriation", in the same manner as we are participating in the conditions or acts of the others through our love - эти страдания (на Кресте) были восприняты Логосом в качестве "относительного присвоения", подобно тому, как мы соучаствуем в условиях или действиях других через нашу любовь к ним.

Согласно этой мысли, как я ее понял, божественная природа Христа сострадала страданиям человеческой природы.
У Лурье за этим стоит представление, святоотеческое происхождение мне не вполне очевидно. С одной стороны, он проводит параллель между Боговоплощением и обожением, через которое, "выбирающий безальтернативное соединение с Богом" становится христом. С другой же, обоженный уже не доступен ни соблазнам, ни искушениям, они "позади", в этом смысл преодоления свободы выбора. Но тогда получается, что в молении о Чаше (и тем более, до того, например, при искушениях в пустыне) человеческая природа Иисуса не была еще полностью обожена, раздвоение оставалось. И лишь окончательное принятие воли Отца стало свершившейся нераздельностью двух воль - закрепленное Воскресением как актом полностью соединенных воль.

Звучит очень убедительно и снимает много вопросов, но, кажется, совпадает с какой-то из осужденных ересей: постепенное обожение Иисуса... Похоже на адопционизм...

Tags: Иисус Христос, Максим Исповедник, воля, ересь, любовь, свобода
Subscribe

  • Господи, помилуй

    pavel_g_m все цитирует сочувственно о. Вяч. Рубского, на этот раз об устаревшей идее греха, о ненужности молитв о прощении и о…

  • Два папы

    Продолжая понемногу вычерпывать список рекомендованных мне к просмотру фильмов, посмотрели вчера «Два папы» (от alexandrg). С…

  • (no subject)

    Насъ было четыре сестры, четыре сестры насъ было, всѣ мы четыре любили, но всѣ имѣли разныя «потому что»: одна любила, потому что такъ…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 210 comments

  • Господи, помилуй

    pavel_g_m все цитирует сочувственно о. Вяч. Рубского, на этот раз об устаревшей идее греха, о ненужности молитв о прощении и о…

  • Два папы

    Продолжая понемногу вычерпывать список рекомендованных мне к просмотру фильмов, посмотрели вчера «Два папы» (от alexandrg). С…

  • (no subject)

    Насъ было четыре сестры, четыре сестры насъ было, всѣ мы четыре любили, но всѣ имѣли разныя «потому что»: одна любила, потому что такъ…