gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Что за проблему решали эти трое?

Разумею апостолов Иакова, Иоанна и Павла.
Вчерашний семинар в нашем библейском сообществе (читали вторую и третью главы послания ап. Иоанна), как и предыдущие встречи с темой греха, спасения и погибели, искупления и победы Христа над смертью, с противоречащими друг другу суждениями апостолов (которые ведь и спорили между собой), вызвал во мне ощущение, что мы склонны выпадать в одно из двух рассудочных, упрощающих пониманий. Тогда как нужно «расщепить волос». Попытаюсь.
При этом я не обсуждаю, что это значит – спасение или погибель; предмет обсуждения – кому они обещаны, что бы это не значило.

Сначала эти две крайних позиции, задающие границы возможного понимания.

Первой, как мне кажется, придерживается большинство традиционно православных людей (не уверен, что всегда додумывающих ее до ясности). Здесь – простое деление: праведники спасутся, грешники погибнут. Падшее человечество было обречено. Закон не спасает, а губит (ап. Павел). Искупление дает потенциальное спасение, возможность спастись. Этой благой вестью мы призваны поверить Христу и пойти за ним, делами исполняя заповедь любви («любовь без дел мертва» - ап. Иаков). Согласно этому пониманию, ветхозаветные праведники пребывали в Аду, пока их не искупил и вывел оттуда Иисус Христос. Понятно, что эта позиция, предполагающая последний Суд и разделение на «святых» и «грешников», исключает апокатастасис.

Вторая, ей противоположная, получившая распространение в новейшее время от прививки гуманизма, но существовавшая и изначально (Ориген, св. Григорий Нисский) – это позиция актуальной спасенности. Христос обессилил грех и смерть, вменил их в ничто. Обрекающая на гибель греховность – самооправдывающаяся иллюзия. Поверить Христу – это значит поверить в свою спасенность, в то, что ты уже помазанник, христос. Все, что нужно – только вера, sola fide. Нет вопроса, спасутся ли все - вопрос уже решен.

Можно привести по многу новозаветных цитат в пользу той и другой позиции. И считать, что их и было две – разные у разных апостолов или даже, из-за недомыслия, обе у одного. Но что-то здесь, кажется мне, не так, обе позиции видятся как в чем-то ущербные.
Первая тривиализирует, обесценивает «событие Христа», при таком понимании оно не несет качественного перелома в сравнении с ветхозаветным временем: и тогда были праведники и грешники, и заповеди закона не были не выполнимы, и любовь была по силам человеку. Что, собственно, принципиально изменилось?
Вторая, по-моему, обессмысливает историю после Христа, да и саму нашу жизнь – зачем она, если ее цель, которой по Евангелию является спасение, уже достигнута. Preferisco Paradiso (предпочитаю рай) – как поют в милом итальянском фильме с таким названием.

Но я склонен видеть здесь указание на необходимость преодолеть эти позиции и противоречие между ними за счет выхода из рассудочного дискурса.
Суть дела, думаю, в самом условии спасения, как оно формулируется в Евангелии и апостолами, в императиве: веруй, надейся, люби. Императив применен здесь к тому, что по смыслу своему не подлежит императивности. Он требует быть иным – верующим, надеющимся, любящим, т.е. преобразиться. Но это же не вопрос только выбора, принятия решения. Осуществление императива стать верующим, преобразиться может заключать в себе целую жизнь, полную трудов и усилий. Мыслительных, практических, аскетических. И с негарантированным результатом.

Но тогда, получается, мы, вроде бы, возвращаемся к первой позиции. Ан нет!
Ведь преобразить себя своими силами – это все равно, что вытащить себя из болота за волосы. Только высшее может поднять до себя низшее, только Бог может преобразить человека, Его участие необходимо даже для самого первого шага, для того чтобы человек предоставил себя Божьей помощи и попросил о ней… Поверил и понадеялся. Sola fide.

Увы! - или эвоэ! Но мысль моя приводит меня вновь к противоречию, только проясненному, очищенному от сглаживающих, упрощающих оговорок. С противоречием этим, похоже, и жить, удерживая его в себе. И переходя по жизни от радости и благодарения к печали и покаянию – и обратно…
 
Tags: Иисус Христос, вера, жизнь, любовь, мышление, надежда, печаль, радость, спасение, труд
Subscribe

  • (no subject)

    С Днем Победы! Вечная память погибшим, чтобы она состоялась.

  • (no subject)

    Правда, хорошая статья о том, "за что воевали". Про смысл победы и про то, почему ее стоит праздновать, несмотря на все, что этот праздник…

  • (no subject)

    С Днем Победы! Вечным.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 71 comments

  • (no subject)

    С Днем Победы! Вечная память погибшим, чтобы она состоялась.

  • (no subject)

    Правда, хорошая статья о том, "за что воевали". Про смысл победы и про то, почему ее стоит праздновать, несмотря на все, что этот праздник…

  • (no subject)

    С Днем Победы! Вечным.