gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Климент 10: Днесь, Начало и Конец

Попробую продолжить. Цитата (сначала говорит автор книги, а потом сам Климент, в «Педагоге», 1.28.3-5, 29.1-3):

Это «происхождение свыше» Климент понимает не только протологически – в терминах «Дня единого», настающего «Днесь», но и эсхатологически – как открывшееся в «Последний (eschatē) День»:

Ведь завершение (telos) заложено в воскресении верующих. – [Да,] но это не какое-то иное получение (to metalabein), чем получение (tychein) обещанного ранее в исповедании. Мы же не говорим, что и достижение предела, и предвосхищение достижения, состоятся вместе, в одно и то же время), – ибо не одно и то же вечность и время, стремление и [его] цель [и завершение] (telos), нет-нет, – но [мы говорим, что] оба об одном, и в обоих занят один. В самом деле, вера есть, можно сказать, рождающееся во времени стремление; исполнение же обетования – [цель стремления и его] завершение, утверждаемое в вечности. И Сам Господь яснейшим образом открыл [нам наше] равенство в спасении, сказав: «Ибо такова воля Отца Моего, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:40). Итак, насколько это возможно в этом мире, о котором Он загадочно выразился как о «Последнем Дне», сохраняемом до времени, когда он {или: Он} упокоится, мы веруем, что стали совершенными. Ибо вера есть завершенность (teleiotēs) обучения; поэтому Он говорит: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин. 3:36). … И даже по отшествии отсюда для [нас], уверовавших [и] без какого-либо различия получивших здесь залог, не остается иного; но, [поскольку] мы [это] уже, в силу того, что уверовали, получили загодя, [постольку] после [нашего] воскресения мы получаем будущее [как уже] произошедшее, чтобы могло исполниться реченное: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Но где вера, там [и] обетование, а [наше] упокоение это исполнение (teleiōsis) обетования. Так что гнозис – в просветлении, а предел гнозиса – упокоение; этот [предел], конечно, мыслится как последний предмет [нашего] стремления.

Итак, довременное Начало творит мир и человека ВМЕСТЕ СО ВРЕМЕНЕМ. ВО ВРЕМЕНИ же, через Крещение, соучастие с Иорданской парадигме, полнота исполнения которого растягивается на весь жизненный путь человека, исполняется обещанное в творении - для верующих в обещанное и эту веру исповедующих. Тогда Свет творения, соседствующий с тьмою (и разворачивающийся во время как чередование дня и ночи, света и тьмы-тени) сменяется нескончаемым и беспредельным "Светом Невечерним", светом-без-теней...
Климент различает веру "человеческую", предваряющую крещение, и веру-гнозис, обретаемую в крещальном просветлении.
"Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6:40). "Последний день", по Клименту, есть и день упокоения почивших, сошедшим во Ад Господом, и этот мир, где мы по вере воскрешаемся посредством крещения, соучаствуя в вечномРождении Логоса-Дня...
Повторю процитированное в предыдущей записи:

крещаясь – просветляемся, просветляясь – усыновляемся, усыновляясь – совершенствуемся, совершенствуясь – становимся бессмертными...

"Присносущее Днесь", "неложное имя Вечности" (Филон) - это "когда" (как осторожно выражается Климент) творения и исполнения, начала и конца.

Еще цитата - из "Увещевания к язычникам" (84.5-6):

Днесь растет с «каждым днем», пока именуется «днесь». Ибо и Днесь, и учение длится до завершения [времен]; и тогда истинное Днесь, Божий День без изъяна, растягивается до вечности. Так будем же всегда слушаться гласа Божественного Слова; ведь Днесь – присно, оно – образ вечности, а День – символ Света; Светом же людям является Слово, через которое озаряемся Богом

Попробую это схематизировать (как подарок любящему схемы Собеседнику):

Присносущее Днесь, Начало, Конец и Время

День Един
Начало (archē)
Urzeit

Время


Последний День
Конец (eschaton)
Endzeit
творение крещение-просветление-следование Христу воскресение
первозданный Свет творения свет мира сего, время как день-ночь-день нескончаемый и беспредельный Свет вечности

В завершение я приведу еще примечание автора книги, перекидывающее, как я понял, мостик к теме, многих задевающей - теме предузнанности спасаемых, той, которая в крайних формах протестантизма вылилась в учение о предопределенности ко спасению. Бог знает нас в вечности, мы же свободно отвечаем ему верой во времени - таково решение Климента:

В "Увещевании" (6.4) Климент соединяет два представления о крещальном «возрождении» – с одной стороны, рождение свыше, с другой, новое создание (plasma; ср. Быт. 2:7, kai eplasen o theios ton anthrōpon … – и создал Бог человека…): но до сотворения мира были мы [=христиане], рожденные Богом прежде [этого], т.к. предстояло [нам] быть в Нем [т.е. – во Христе, как справедливо замечает Маркович]. Мы – словесное [=разумное] создание Бога-Слова, через которого обретаем архаичность {или: изначальность}, ибо «в начале [archēͅ] было Слово»). Ср. Евангелие Фомы, 19: «Иисус сказал: “Блажен тот, кто изначально возник прежде, чем возник”». Мейер (The Gospel of Thomas. Trans. and notes by M.Meyer. San Francisco: Harper, 1992. P. 77) приводит параллели к этому месту у других христианских авторов (Ин. 8:58; «Божественные установления» Лактанция, 4.8; «Доказательство апостольской проповеди» Иринея, 43), которые, однако, в отличие от Фомы и Климента, понимают состояние-«до» скорее как просто существование, чем как «возникновение» (т.е. приход в бытие), и все, кроме Евангелия от Филиппа 64.10-12, относят его, как отмечает Мейер, исключительно к Иисусу.

А Климент - к нам.

Мне в этой связи вспомнилось учение о Сошествии во Ад Евгения Шифферса, но это - для другой записи, за пределами Климентианы.

Tags: Климент Александрийский, вечность, время, конец, крещение, начало
Subscribe

  • ***

    Из записной книжки моего отца (1944) — жж напомнил: «Сверху особенно ясно чувствуешь, что земля вся одинакова и что она не может быть поделена и…

  • (no subject)

    ЖЖ сейчас напомнил картинку из записей отца. Валяется пьяный на улице. Женщина-милиционер пытается его поднять. А он: Поцелуешь — встану. Все вокруг…

  • Когда слушаются, не сомневаясь

    Очень интересную мысль встретил у Поршнева. Он говорит, что базовая функция речи — внушение, побуждение к действию. А все остальные возникают как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments