gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:
  • Mood:

о заместительной жертве - в пояснение

Удивительно, но факт: оказывается смысл моих двух постов об искуплении за другого и о заместительной жертве был не просто не понят, но понят прямо противоположно тому, что я хотел сказать. Меня поняли в том смысле, что я считаю Распятие Христа заместительным жертвоприношением, а Его чем-то вроде "козла отпущения". Ни в коем разе!
Предполагая, что причина непонимания моей мысли - в недостатках ее изложения, сделаю это еще раз, разворачивая те места, которые предположительно могли сбить с толку.

Итак, первый мой тезис: всякая жертва, жертвоприношение - я не говорю пока о Христе, только о ветхозаветных жертвах - есть жертва заместительная. Вот я положил сейчас перед собой таблицу всех видов жертвоприношений в Законе Моисеевом: всесожжение, жертва за грех, за вину или преступление, хлебное приношение и "мирные жертвы - благодарения, по обету и "добродетельная". Во второй колонке таблицы указана цель каждой; искупление (возмещение), получение или сохранение Божьего благоволения, благодарение, исполнение обета, наконец (для "добродетельной" жертвы) "в радости сердца". Почему я утверждаю заместительный характер всех этих видов жертвоприношения? Потому что мне очевидна их - всякой жертвы, всех видов - направленность: на установление, восстановление, сохранение единства с Богом. Таков тот идеальный результат, на который нацелена жертва. Но сам факт повторяемости жертвоприношений есть свидетельство недостигнутости и недостижимости этого результата как постоянного и ненарушимого. Отсюда - упование на замещение. В двух смыслах: более грубом, как на выкуп, возмещение, штраф, и как на знак благодарности и поклонения.

Тезис второй относится к иерархии и вероятной эволюции жертвоприношений в Ветхом Завете. Библия показывает нам "божественное предпочтение", выраженное в историях Каина и Авеля, Авраама и Исаака у Пророков и в Псалтыри. "Вектор" - тот самый, о котором я уже сказал: единство с Богом, максимально полное.
Не смогу и не буду пытаться раскрывать своими словами содержание этого единства. В комментарии к предыдущему посту было высказано предположение (с явным испугом), что речь идет о "полном растворении" в Боге. Не знаю, так ли надо мыслить, и не знаю хорошо ли такое растворение - слишком далеко от меня что-либо подобное. Я бы, скорее, говорил об "экцентриситете", смещении центра - волевого, мыслительного - из себя в Него. Это то про что "да будет воля Твоя". Об этом  же, в еще более сильном смысле, слова ап. Павла про отождествление с Христом и сораспятие с Ним (Гал. 2:19-20).

Ну и, наконец, о жертве Христа. Надеюсь ясно, что ход изложенных мыслей подводит к тому, что здесь жертва перестает быть заместительной. В ней Богу приносится, отдается жизнь и всё без остатка существо самого Христа и того, кто един с Ним.
Так прошу и понимать мною сказанное.
Tags: Бог, Иисус Христос, жертва
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments