gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

кто решает, как мне быть

Догнал старый, так и не решенный вопрос. Но скажу его не по-старому, а заново.
Вот мы молимся словами "Отче наш" - "Да будет воля Твоя", т.е. мы просим Бога, чтобы исполнялась Его воля, а не наша худая, лженаправленная, не наши страстные желания. Но ведь чтобы молитва наша была искренней, не притворной и не формальной, нужно хотеть этого - того, чтобы Его воля, а не моя и т.д. Это "хочу" - чья воля? Она ведь не Божья - я только хочу, чтобы Божья восторжествовала. И она не моя - поскольку от той я отказываюсь в пользу воли Божьей...

И контекст, в котором встал - когда-то - этот вопрос.
Был такой спор в Церкви: две воли у Богочеловека Иисуса Христа или одна. Церковь признала, что две - хотя для того, чтобы утвердилось это представление, св. Максиму Исповеднику, его основному защитнику, пришлось побыть в одиночестве и помучиться, язык ему за это отрезали братья-христиане.
А что значит, что у Христа две воли, божественная и человеческая. Это значит, что воля - принадлежность природы, а не лица. Лицо Иисуса - одно, а природы и воли две.
Но, значит, и моя воля природна. Голод, скажем, или эрос - они от природы человеческой. И таковой их характер я легко опознаю по тому, что они непроизвольны, они как бы и не от меня (не от моего лица) исходят, а помимо. А я уж как-то управляюсь с ними, подчиняюсь или им противостою. Противостою, чтобы не по моей, а по Божьей воле свершилось.
Отцы меня учат, чтобы молился о Божьей помощи в этом - без нее, говорят, не справишься. Ну да, согласен, но молиться-то тоже труд немалый, в наше-то суетное время особенно - собраться надо, волю нужно для этого иметь.
К чему я все это клоню? К тому, что нет только воли Божьей и воли природно-человеческой, есть еще какой-то род воли - ипостасной, личной. И, соответственно, лицо не есть только совокупность индивидуальных особенностей, а носитель свободно-волевого начала... Не получается без этого понять human condition. Без этого нет человека, есть природная организованность, в которой природные силы действуют, и божественное начало, промыслительное, которые между собой все и решают - как с этой организованностью именем человек Х дальше будет. Ни свободы, ни ответственности, ни греха, ни покаяния, ни гибели, ни спасения...
Tags: Максим Исповедник, воля, ипостась, лицо, свобода
Subscribe

  • Уроки

    Сдох компьютер. Работать (в привычной форме) не могу. Читаю книгу. Пишу от руки. В этом есть правда. На смартфоне вирус. Любое движение вызывает…

  • Шлифовать стекла?

    Закончил работу над первым, декартовым, томом «Истории» Куно Фишера. Два месяца вместо договорного одного (на этом настоял). Результатом в целом…

  • Мейясу читает Бергсона, чтобы понять Делёза (4)

    Это - конец. Я доволен, что довел до конца этот перевод. Во-первых, очннь интересно было справляться с языком, очень причудливым. Во-вторых, это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 120 comments

  • Уроки

    Сдох компьютер. Работать (в привычной форме) не могу. Читаю книгу. Пишу от руки. В этом есть правда. На смартфоне вирус. Любое движение вызывает…

  • Шлифовать стекла?

    Закончил работу над первым, декартовым, томом «Истории» Куно Фишера. Два месяца вместо договорного одного (на этом настоял). Результатом в целом…

  • Мейясу читает Бергсона, чтобы понять Делёза (4)

    Это - конец. Я доволен, что довел до конца этот перевод. Во-первых, очннь интересно было справляться с языком, очень причудливым. Во-вторых, это…