gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Методология в помощь богословию

В продолжение поста об идолопоклонстве.
В мыследеятельностной методологии различаются два вида работы - онтологическая и организационно-деятельностная, что схематически изображается в виде двух ортогональных "досок" (плоскостей). На объектно-онтологической доске помещаются онтологические картины, изображения объектов. А схемы на оргдеятельностной доске ничего не изображают, их назначение - организовывать деятельность.
Да, стоит оговорить, что, хотя "схема" в методологическом контексте - это чаще всего, действительно, схема-рисунок, такова практика ("методологическая живопись"), но в той же функции вполне может выступить и словесный текст - важно, чтобы за ним стояла и прочитывалась мыслительная организация.

А вот теперь к богословию. Как я, собственно, уже и написал в том посте, в догматических формулах можно видеть не онтологию, не описание того, каков есть Бог (можем ли мы знать это?), а пособие в организации нашего богообщения. Но если мы призваны к тому, чтобы вся наша жизнь была богообщением и богослужением, то аналогия между догматами и оргдеятельностными схемами становится абсолютно прозрачной. Только "деятельность" нужно заменить на "жизнь", поскольку организуются не только деятельность и мышление, но и чувства, и воля... Организация жизни.

В методологии одна и та же схема может выступать как в онтологической, так и в оргдеятельностной функции. А вот применительно к богословию в широком смысле - к догматам, к тем или иным частям библейского повествования, к литургии - вопрос, наверное, может в разных случаях решаться по-разному. Я уже сказал, что основные догматы - о Троице и Богочеловечестве - затрудняюсь понимать онтологически, но как-то понимаемо их оргжизненное применение. Ну вот, например, так.
Или Шестоднев. Ну как его понимать буквально-онтологически? Немыслимо.
А вот Воскресение? Умолкаю. Было - иначе всё прахом. Хотя так ли понятно, что именно это значит?
Tags: богословие, деятельность, догмат, методология, онтология, схематизация
Subscribe

  • "По ту сторону принципа удовольствия": резюме

    По двукратном прочтении этой книги есть нужда резюмировать понятое и почувствованное. Читать ее – меня предупреждали – очень трудно, и понятно,…

  • Хайдеггер. Философия и богословие 1

    В недавнем посте я поместил не понятый мною сходу фрагмент из статьи МХ с таким названием. Важность для меня темы и то, что автор заслуживает моего…

  • Отдаться боли

    «Сама по себе боль — это нормально. Но боль плюс сопротивление это и есть страдание». Это из романа Питера Хёга «Твоими глазами». Читаем его с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 89 comments

  • "По ту сторону принципа удовольствия": резюме

    По двукратном прочтении этой книги есть нужда резюмировать понятое и почувствованное. Читать ее – меня предупреждали – очень трудно, и понятно,…

  • Хайдеггер. Философия и богословие 1

    В недавнем посте я поместил не понятый мною сходу фрагмент из статьи МХ с таким названием. Важность для меня темы и то, что автор заслуживает моего…

  • Отдаться боли

    «Сама по себе боль — это нормально. Но боль плюс сопротивление это и есть страдание». Это из романа Питера Хёга «Твоими глазами». Читаем его с…