gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:
Критика двух моих последних постов - этого и этого - дает мне возможность вбить два гвоздя по шляпку.

Первое. Главное, ради чего я сослался на лекцию о "сирийских визионерах" - это красивая мысль Иосифа Хаззайя, что Бог участвует в делах сотворенного Им мира преимущественно через человека, через его сознание (Иосиф делает исключение для библейских чудес и землетрясений). Мне возразил alexandrg, что "у христианского Бога сфера действий все-таки пошире", а через эту формулировку, мол, "проглядывает то ли манихейство, то ли гностицизм". Но, возражаю я, ведь не отрицается Божественное всемогущество, а лишь констатируется преимущественный вектор провиденциального участия. И это вполне соответствует опыту современного человека, если только он не из числа тех, у кого мироточит что ни попадя... Мне эта мысль близка. Главное - то, что она правильно ориентирует в сторону подлинно важного: заботы о том, что от нас зависит.

Второе. pavel_g_m укорил меня за поддержку будто бы психологизма, неразличения души и духа, некорректной апелляции к сознанию. На это я вот что сказал и повторю. Я не знаю, что такое сознание, для меня это - область неясного и нерешенного, к которой только подступаются с разных сторон в попытках построения новой антропологии, которая учла бы и опыт древних подвижников, и знания современного человека.
А пока что можно сказать так: 
Божественное является мне всегда и исключительно через моё - мои мысли, чувства, тело. Когда-то оно, как сообщает нам Библия, являелось и через явления окружающего нас мира (библейские чудеса). Это всё - материал, из которого божественной энергией лепится теофания. Ту границу, действительно важнейшую, о которой пишет ап. Павел - между душой и духом - нельзя провести "морфологически", по материалу. Нет никакого духовного опыта, который бы становился нашим не через наши мысль, чувства, ощущения. Эта граница (я сослался на Ницше) - в том, видит ли человек центром себя, руководимый своими страстями, своей "коммунальной и аутистической помойкой" - или нацелен на прорыв к тому, что выше него. Отцы-подвижники для освобождения от страстей рекомендовали аскетические практики, нам бы для начала овладеть навыками рефлексии в отношении своих действий и своего мышления.
Не вижу оснований пренебрегать и антропологическими открытиями психоанализа, особенно такого, как юнгианский, ориентированный на "объективное".



Tags: Бог, опыт, психоанализ
Subscribe

  • С кем воюем?

    Я в обычной для меня роли Вопрошателя (возомнил себя "Сократом")). Что есть "коллективный Запад" и есть ли такое? Кто…

  • Кто готов вместе думать?

    Пригласив уехавшего из России друга принять участие в новосозданном сообществе osnovaniya, получил такой вот замечательный ответ: «Деятельное…

  • Что это такое

    Меня тут обвинили, в том, что я подыскиваю оправдания для войны («Если я правильно понял, то Ваш предмет разговора (наконец он обозначился) - поиск…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • С кем воюем?

    Я в обычной для меня роли Вопрошателя (возомнил себя "Сократом")). Что есть "коллективный Запад" и есть ли такое? Кто…

  • Кто готов вместе думать?

    Пригласив уехавшего из России друга принять участие в новосозданном сообществе osnovaniya, получил такой вот замечательный ответ: «Деятельное…

  • Что это такое

    Меня тут обвинили, в том, что я подыскиваю оправдания для войны («Если я правильно понял, то Ваш предмет разговора (наконец он обозначился) - поиск…