gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

seminarium perennis

Начал читать «Историю новой философии» Виндельбанда – слабая замена отсутствующему историко-философскому образованию. И задумавшись о том, зачем оно и почему его отсутствие воспринимаю как ущербность, легко нашел ответ: пытающемуся мыслить нужно подключиться, узнать, какие ходы мышление проделало до него. История философии (в первую очередь, но и науки, и искусства) представилась как один многовековой семинар. Вот оно, верное слово: семинар.
Конечно, я понимаю, что это очень специфический взгляд, обусловленный многолетней работой с наследием такого семинарского феномена, как ММК, и соучастием в куче других семинаров… (Да и здесь в жж что я с 2007 года делаю, как не семинарю?). Но специфический не значит порочный, что-то, думаю, такой взгляд позволяет увидеть, иначе не замечаемое.
В ММК семинары переросли в оргдеятельностные игры. И если семинары ГП ретроспективно осмыслил как род игры, то и в игре можно увидеть семинар. В игре-семинаре понимание происходящего раздвинулось – от мышления к мыследеятельности, включающей в себя, кроме «чистого мышления», еще и коммуникацию, и собственно деятельность.
Но это подсказывает возможность еще одного уровня обобщения: на всю историю взглянуть как на растянувшуюся на тысячелетия игру-семинар – в поисках оптимального жизнеустройства в пространстве, предоставленном человеку для обживания. В разворачивающуюся, постоянно корректируемую программу этой игры-семинара в качестве узловых моментов включены открытия, революции, войны…
Правда, разрушительные последствия некоторых «игровых ходов» вызывают ужас перед возможностью повторения подобного, но это еще вопрос, можно ли было узнать, к чему такое ведет, не попробовав. Собственно, ОДИ и были задуманы как проигрывание реальных исторических ходов «понарошку» – чтобы не навредить (всегда ли удавалось – вопрос). И то, что в ММК называли «коммунальностью», которую надобно было изгонять из игры-семинара, всё, связанное со страстями, эгоизмом, неконтролируемыми аффектами, большую историческую «игру» переполняет сверх меры.
(Я не забыл про Бога, но это отдельная тема – едва ли можно участие Творца в истории моделировать по образцу роли руководителя ОДИ или, шире, Г.П.Щедровицкого в ММК. Воздержимся от таких параллелей).
Однако, однако… ретроспективно просмотреть какие-то важные куски истории в этом ключе (а, может быть, и переиграть их в «понарошечном» режиме) может оказаться поучительным.
Вот какие мысли отвлекли меня от чтения Виндельбанда в поездке от станции «Пушкинская» до станции «Беговая».
Tags: ММК, Щедровицкий, история, семинар, философия
Subscribe

  • Уроки

    Сдох компьютер. Работать (в привычной форме) не могу. Читаю книгу. Пишу от руки. В этом есть правда. На смартфоне вирус. Любое движение вызывает…

  • Шлифовать стекла?

    Закончил работу над первым, декартовым, томом «Истории» Куно Фишера. Два месяца вместо договорного одного (на этом настоял). Результатом в целом…

  • Мейясу читает Бергсона, чтобы понять Делёза (4)

    Это - конец. Я доволен, что довел до конца этот перевод. Во-первых, очннь интересно было справляться с языком, очень причудливым. Во-вторых, это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Уроки

    Сдох компьютер. Работать (в привычной форме) не могу. Читаю книгу. Пишу от руки. В этом есть правда. На смартфоне вирус. Любое движение вызывает…

  • Шлифовать стекла?

    Закончил работу над первым, декартовым, томом «Истории» Куно Фишера. Два месяца вместо договорного одного (на этом настоял). Результатом в целом…

  • Мейясу читает Бергсона, чтобы понять Делёза (4)

    Это - конец. Я доволен, что довел до конца этот перевод. Во-первых, очннь интересно было справляться с языком, очень причудливым. Во-вторых, это…