gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Климент 8: крещение в Аду

На этот раз я несколько изменю жанр: не буду сосредотачиваться на одной зацепившей меня мысли, а попробую пунктирно проследить достаточно большой отрезок рассуждений – чтобы уяснить и показать, как вообще делается такого рода работа.

Вторая глава книги называется «Богоявление как Свет: “День”, который предстояло увидеть Аврааму – интерпретация Климента и ее истоки».


Здесь аллюзия к словам Христа, сообщенным в Евангелии от Иоанна: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел, и возрадовался» (Ин. 8:56).

Обсуждается вопрос о судьбе – в вечности – ветхозаветных праведников, в числе которых и Авраам, который «поверил Богу, и Бог вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6). Сказанное по этому вопросу ап. Павлом – первостепенным авторитетом для Климента – таково, что до сих пор спорят о точном смысле: с одной стороны, без Христа и веры в Него нет спасения (и тогда какое может быть спасение для тех, кто жил до Воплощения), с другой, цитируя Быт. 15:6, апостол пишет: «верующие суть сыны Авраамовы… верующие благословляются с верным Авраамом» (Гал. 3:7,9).

После анализа «проблемы, оставленной Павлом», и ее обсуждения Шуфрин переходит к тому, как эту проблему решает Климент. Раздел В – «Решение Климента: просветление как воплощение Света». Подраздел В.2, «Просветление в Аду», начинается с того, что цитируются «Извлечения из Феодота» Климента:

(1) Сходя, Спаситель явился ангелам, почему они и благовествовали о Нем. Но Он явился и Аврааму, и остальным праведникам, [бывшим] в [месте] упокоения (en tē anapausei) по правую [руку]; ибо говорит Он: «он рад был увидеть день Мой» (Ин. 8:56), [т.е.] Мое присутствие (parousian) во плоти. (2) Вот почему {или: для чего} Господь, восстав (anastas), благовестил праведникам, [бывшим] в месте упокоения, и вывел их, и переместил, и все будут жить в сени Его. Ибо сень славы Спасителя, которую имеет Он у Отца, есть Его присутствие здесь; сень же света (phōtos) – не тьма, но просветление (phōtismos) (18.1-2).

О чем здесь речь?

В первой части отрывка речь идет о явлении Спасителя ангелам (коих оно побуждает благовествовать) и праведникам (включая Авраама). Явление ангелам происходит в процессе «сошествия», т.е. воплощения, и где-то там, где они «живут», в «высших мирах», посещаемых Спасителем по пути на землю. Если понять это место так, что одновременно с этим и там же Он является и праведникам, то получается, что «место упокоения» праведников также находится в высших мирах-эонах – таково было представление гностиков-валентиниан в отличие от православного предания (известного Клименту) о сошествия в ад и благовествования там. Это дало основание некоторым исследователям считать, что Климент здесь цитирует валентинианский источник. Благовествование же, о котором говорится во второй части отрывка, есть в таком случае еще одно Богоявление, другое и в другом месте.

Еще один аргумент в пользу валентинианского происхождения отрывка – то, что второй описанный здесь случай Богоявления происходит после «восстания» (т.е. Воскресения), а не между погребением и Воскресением, как в других православных источниках.

Такова завязка. Как дальше разворачиваются рассуждения автора?

1. Предметом специального внимания становится глагол «восстав» (anastas). Привлекается еще один отрывок, из другого произведения Климента, «Строматы»:

(6.46.2) Итак, если Господь сошёл во Ад не для чего иного, как для благовествования (для чего Он и сошел), то Он благовествовал либо всем, либо только евреям…. (4) Если же Он благовествовал только тем иудеям, которым недоставало [полного] знания, [полученного] через Спасителя, и веры, то ясно, что поскольку Бог нелицеприятен, то и апостолы – как теперь, так и тогда – благовествовали тем из язычников, кто был готов к обращению. (5) И хорошо сказано Пастырем: «Они вместе с ними сходили в воду [и опять восходили]. Но они сходили живыми и живыми же восходили; те же, кто прежде усоп, сходили мертвыми, а восходили живыми». (47.1) Далее, Евангелие говорит, что были восставлены (anestasthai) многие тела усопших, [т.о.] переместившихся, конечно же, на лучший уровень. Произошло, таким образом, некое всеобщее движение и перемещение соответственно домостроительству Спасителя.

То, что в отрывке, близком по содержанию и словоупотреблению, этот глагол употреблен в другой, «каузативной», форме со значением не «восставать» (воскресать), а «восстанавливать» (воскрешать»), дает автору основание предложить исправление и для цитированного отрывка: заменить «восстав» (anastas) на «восставив» (anastēsas). Это позволяет отнести изображенное здесь воскресение праведников и благовестие им к традиционно-православном месту (Аду) и времени (Великая Суббота) и, соответственно, ослабить аргументы против Климентова авторства. (Я для облегчения изложения спрямляю логику и опускаю данные и доводы, дополнительно его обосновывающие).

2. Климент, далее, был причастен и традиции, которая связывала христианское крещение со схождением Христа во Ад и могла стоять за обычаем крестить оглашаемых в пасхальную ночь, перед воскресным восходом солнца. Он определенно разделял представление о возможности посмертного крещения, поскольку такое представление встречается в цитируемом им отрывке из «Пастыря» Ермы (а Климент признавал за «Пастырем» авторитет Писания); там речь идет о посмертном крещении апостолами язычников.

3. В пользу того, что благовествование праведникам в Аду означало для Климента и их крещение Спасителем, говорит и использование им в отрывке из «Стромат» лексики первого послания ап. Петра, где сказано, что «Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие… спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение… спасает воскресением Христа…» (1Петр. 3:19-21). Чуть выше, в тех же «Строматах» Климент пишет: «Разве не говорят вам ясно, что Господь благовествовал погибшим при Потопе, или, скорее, закованным в цепи и содержащимся в темнице и под стражей – 6.45.4) и тут же, в 6.45.3 настаивает на том, что приговор Провидения никак не может быть одинаковым для душ праведников и душ грешников. И те, и другие оказались в Аду («в темнице и под стражей»), но если жившие праведно до Закона оказались в Аду «по правую руку», то грешники («предавшие сами себя на погибель, подобно тем, кто с какого-нибудь корабля вольно бросился в море» – 6.45.2) – «по левую».

4. В участи праведников и грешников в Аду есть и еще одно различие. Климент цитирует неназванное «Писание»: «говорит Погибели Ад: вида Его мы не видели, голос же Его слышали». Но праведники «в месте упокоения», по Клименту, не только слышали благовествующий Божественный голос; сказано, что Господь им явился (ōphthē; букв. «был увиден» ими – см. приведенный выше отрывок из «Извлечений»); грешникам же предстоит согласно приговору оставаться «по левую руку» Ада «в беспокойстве», если они не обратятся в Великую Субботу посредством слышания Голоса.

5. Возвращаясь персонально к Аврааму, можно теперь посмотреть, как Климент толкует одно место из рассказа Книги Бытия о его готовности принести в жертву Исаака: «… И встав пошел на то место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои и увидел то место издалека» (Быт. 22:3-4). «Третий день», с его точки зрения, указывает на третий день Воскресения или на «три дня таинства печати, посредством которой дается вера в Того, кто поистине есть Бог», где «печать» есть технический термин для крещения. Сводя вместе представление ап. Павла о крещении как умирании и воскресении со Христом, употребление термина «печать» в «Пастыре» Ермы для проповеди и крещения в Аду, которые осуществляли апостолы, и использование Климентом для Богоявления в Аду термина «просветления», который (об этом подробно говорилось в первой главе книги) также служил для обозначения крещения, автор делает вывод, что «место», издалека увиденное Авраамом (по Быт. 22:3-4), как и увиденный им «день» Господень (по Ин. 8:56), суть имена Спасителя.


Ну, где-то надо прерваться, книгу не перескажешь – даже обрубая многие из веток и обрывая листья этого дерева. Не знаю, воспринимается ли логика движения мысли в таком изложении, но мне хотелось попробовать…

Tags: /kosilova, /tugodum, Климент Александрийский, ад, гнозис, крещение
Subscribe

  • Проходим историю философии

    Читаю внучке и Тане еженедельные лекции по истории философии (сам при этом освежая и восполняя свое знание). Первые лекции - по античной и…

  • Про системную сложность

    Очень, по-моему, интересный текст Алексея Кунгурова (и не слишком, против его обыкновения, стёбный):…

  • Гуляем, но и работаем

    Съездили сегодня в Петрово-Дальнее, погуляли по парку пансионата. Под катом несколько фотографий реки - там Истра впадает в Москва-реку - ну и моих…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments

  • Проходим историю философии

    Читаю внучке и Тане еженедельные лекции по истории философии (сам при этом освежая и восполняя свое знание). Первые лекции - по античной и…

  • Про системную сложность

    Очень, по-моему, интересный текст Алексея Кунгурова (и не слишком, против его обыкновения, стёбный):…

  • Гуляем, но и работаем

    Съездили сегодня в Петрово-Дальнее, погуляли по парку пансионата. Под катом несколько фотографий реки - там Истра впадает в Москва-реку - ну и моих…