gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Климент 7: просветление Авраама по Филону

Итак, протагонистом этого детективного сюжета является Авраам, ключевая фигура среди "верных до Христова пришествия".
Посмотрим теперь, пишет Шуфрин, происходило ли воплощение Бога для Климента также и в Аврааме. ... Климент высказывается в том смысле, что Авраам был пророком, как и Моисей . Однако, в отличие от Моисея, Авраам Климента впервые испытывает просветление не в своей земной жизни... И к этой фразе - прим. 99:
Это – поразительное расхождение с Филоном, который, заявляя, что у Авраама был такой же «предельный опыт», как у Моисея, не оставляет, похоже, для истории (Heilsgeschichte, "истории спасения") почти никакой роли в продвижении человека к Богу – несмотря на свое же утверждение, что «безграничное богатство Божие… одним дало в качестве начальной точки то, что другим дано было достигнуть в качестве цели. Ведь граница знания, достигнутого Сифом, стала начальной точкой для праведного Ноя; Авраам, в свою очередь, начинает свое образование с [изучения] достижений Ноя; а высшая точка мудрости, достигнутая Авраамом, становится первым изучаемым предметом в занятиях (греч. аскесисе, т.е. аскезе) Моисея» (Post. 174; пер. А.В.Рубана). Это внутреннее противоречие оказывается, однако, только кажущимся, если учесть, что для Филона Моисей – это не только мист [как Авраам], но и священнодействующий иерофант, и учитель божественных [вещей] – Gig. 54). Как объясняет Влосок: «От Моисея, – а для последующих времен это значит, что от Закона, – на народ сходит просветление» (Wlosok. Laktanz… S. 106). «Вертикальным» коррелятом исторической дистанции между Авраамом и Моисеем оказывается, таким образом, различие между тем, кто только видит свет, и тем, кто еще и является светом для других; во времена Филона эти две ступени представлены, соответственно, прозелитом и толкователем Торы, таким как Филон.
Каков Филон с его картиной истории как школы, где учились Боговидению! Но Климент, пожалуй, покруче. Где, как Вы думаете, произошло сатори Авраама?
Об этом в следующий раз.
Tags: Климент Александрийский, Филон, просветление
Subscribe

  • не только, но и

    Аристотель замечает («О памяти»), что мы не только помним что-то, воспоминание сопровождается ощущением, что это было в прошлом. Что, по-моему,…

  • Из шкатулки "Кант": рождение нового

    «Круговое (как и всякое криволинейное) движение есть непрерывное изменение прямолинейного движения, и, так как это последнее само есть непрерывное…

  • (no subject)

    ЖЖ сейчас напомнил картинку из записей отца. Валяется пьяный на улице. Женщина-милиционер пытается его поднять. А он: Поцелуешь — встану. Все вокруг…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments